ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ
ЖУРНАЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАР­ СТВЕННЫМИ ЦИРКАМИ
ЦИРК
И ЭСТРАДА
РЕДАКЦИЯ и КОНТОРА
Москва, Страст. пл., 2/42 „ТЕА-КИНО-ПЕЧАТЬ
Тел. 1-78-31
16—17 (27—28)
Сентябрь 1927 г.
ЦИРК В ДЕРЕВНЕ
Как бы хорошо ни был поставлен цирк в городе, какими бы техническими достижениями не мог похвастаться,—- до тех пор, пока он не перенесет большую часть своей демонстративной деятельности в деревню—он не выполнил своего предназначения.
В одной из своих статей т. Крупская сказала: „масса мыслит образами . Показательность, демонстрация того или иного культурного завоевания - необходимы для того, чтобы увлечь за собой массу, непривыкшую к абстрактному мышлению.
Цирк в целом, в сфере искусства, в сфере отображения—является великолепным примером власти человека над природой, могущества человеческого тела, правильно вытренированного, здорового, свободно управляемого в самых рискованных положениях точностью, мужеством, скруполезной расчетливостью и научно дисциплинированной волей.
Деревня по самому существу своему более робка, косна и менее технична, чем город. Постоянная зависимость от природы, до сих пор еще далеко не введенной в рамки естественного- подчинения человеческой технике,—порождает в крестьянине „мистическое отношение к „чудесам жизни, суеверие о какой-то свободной злой или доброй воле сверху, которая может послать дождь, а может за что-то и наказать засухой, неуверенность в собственных силах, а отсюда небрежность и „авось , столь характерные для русского крестьянина. Демонстрация завоеваний высшей техники человеческого тела является, так сказать, художественным проводником индустриализации деревни. Зрелище свободно и ловко совершающего „чудеса человека, „чудеса , в которых нет ничего „чудесного , которые объясняются исключительно уверенностью человека в том, что при труде, настойчивости, и мужестве, все возможно для человека,— раскрепощает испуганный, темный мир крестьянина, вводя его конкретно в процесс завоевания и подчинения человеком „непонятной и „таинственной природы.
Вот почему всячески и всячески следует приветствовать наш первый передвижной цирк, перебросивший свою пропаганду наивысших достижений техники, в искусстве управлять человеческим телом, в деревню.
Кроме того, клоунада является для деревни одним из способов ознакомления деревни с советским бытом, с тем кипучим, то себя самого критикующим, себя самого высмеивающим, то подчеркивающим радостные завоевания нового мироощущения процессом,— который и есть сущность нашего строительства нового революционного быта.
Читаешь отзывы о первом передвижном цирке и невольно даже по этим первым маленьким ласточкам судишь, какое большое и положительное значение может получится из периодических организаций таких передвижек.
И если в этом году организация была еще чисто опытной и в довольно скромных размерах, то для следующего года она может и должна развиться уже в настоящую цепь передвижных цирков в сцеплениях своих охватывающую как можно более разнообразные моменты строительства крестьянской и городской жизни.
Цирковая клоунада в городе могла бы очень обогатится впечатлениями деревенской жизни, деревенского быта.
Нужно воспользоваться этими поездками также для распространения наиболее популярной литературы по вопросам физкультуры и цирка.
Первая попытка оказалась настолько удачной, что уже не миришься на малом. Мечты уносятся вдаль и рисуют большие охваты. Но вед они вовсе не утопичны. Это самое живое реальное дело, которое нужно и необходимо для пропаганды нашего просветительного строительства. А. Луначарская.
ОБЛОЖКА РАБОТЫ ХУДОЖНИКА М. ГЕТМАНСКОГО