НЕСКОЛЬКО ГОРЬКИХ СЛОВ ОБ ОПЕРЕТТЕ.
Об оперетте обычно пишут другие, только не опереточные актеры. Тем интереснее предлагаемая статья т. Maльвинова, участника тех небольших и весьма многочисленных опереточных коллективов, которые колесят по уездной периферии, подальше от центра. Задетый вопрос весьма серьезен и должен вызвать обмен мнений опереточных работников. Та работа над оздоровлением опереточного репертуара, которая ведется (например, в Моск. Гос. Театре Оперетты) и дает уже известные результаты, должна параллельно потребовать и оздоровления самого производства от тех наростов старых традиций, которые ведут к таким печальным явлениям, как отказ Урала на текущий сезон от услуг оперетты, как случай изгнания оперетты из клубов, о которых читатель прочтет ниже. Надо взяться энергично за чистку опереточного театра, за омоложение, освежение его и поднять оперетту до того культурного уровня, на котором она превратится не только в терпимый, но и нужный, полезный вид весьма впечатляющего, жизнерадостного и подлинно художе
ственного массового зрелища.
В последнее время в театральной прессе часто уделяется место вопросу об оперетте. Сейчас он особенно назрел и требует к себе серьезного внимания в виду того, что местные органы, регулирующие и ведущие теаработу, относятся к жанру оперетты весьма скептически, чтобы не сказать больше.
В чем же причина этой неприязни?
С внешней стороны как-будто нет данных осуждать этот вид искусства, где преобладают музыка, пение, танцы.
Казалось бы, что такого рода спектакли даже нужны, необходимы. Но как подходят к опереточному театру опереточные «дельцы» и сами актеры?
Можно сказать смело: подходят с полным непониманием и с категорическим отсутствием всякого культурно-общественного начала.
Не только от руки, но в большинстве и сами актеры виновники того, что порой даже целые районы, как в этом году Урал, избегают оперетты.
Не надо быть знатоком театрального искусства или обладать особым эстетическим вкусом, чтобы те представления, которые преподносят публике некоторые гастролирующие по провинции оперетточные труппы, породили неприязнь сознательного зрителя и администрации. И повинна тут может быть не столько пресловутая «венщина», сколько исполнение этой «венщины» актерами и «угол зрения» режиссеров.
У оперетточных актеров давно укоренилось мнение, что авторский текст пьесы не имеет значения и необязателен. А главное «все-таки отсебятины», на которых они всячески изощряются. Но ведь природа не каждого наделяет остроумием и юмором, а то и просто вкусом. И вот эти «сочинители» своими отсебятинами только загромождают и искажают текст, придавая ему скверную специфичность и душок, порою вес ма вонючий.
И не приходится удивляться, если иногда отсутствие чувства меры и разнузданная игра актеров влекут за собою возмущение зрителя, а отсюда и пагубные последствия.
Известен случай, когда, года два назад, правление рабочего клуба в фабричном городе Гусь-Хрустальный после второго спектакля буквально выгнало вон труппу, не дав ей доиграть остальные пять спектаклей за разные «трюки» актера, игравшего Ромео в пьесе «Король веселится». И поделом!
Так и надо учить!
Второй случай был недавно — месяц назад, в небольшом городе Сасово, где по словам заведующего рабочим клубом прокуратура обра
тила внимание на недопустимые «отсебятиныактеров.
Только актеры, сами актеры и их беспринципные «от руки» способствуют провалу опереточного дела на местах, особенно по отдаленной периферии.
Оперетта ждет освежения и омоложения.
Оперетта ждет возможности занять подобающее ей место в театральной семье.
Оперетта ждет освобождения от «дельцов», видящих в ней лишь легкую наживу
Оперетта ждет культурных режиссеров и сценически грамотных работников.
Необходимо искоренить зачастую граничащую с цинизмом отсебятину, выбросить балаганное «комикование» и прочие «традиции».
В провинциальной оперетте человека грамотного буквально огорашивает такая речь, как велисапед, чюмодан, вироятно, кажный, видют, слышут и проч.
Застоявшееся опереточное болото необходимо всколыхнуть, оздоровить. И заняться этим вопросом — дело стоящее, так как оперетта не только может, но и должна быть интересным, приятным, бодрящим культурным представлением, как и все другие жанры сценического искусства.
Актер А. МАЛЬВИНОВ.
Моск. Камерный театр. „Сирокко . Аркадин —
Пипо. Шарж Ирины Шмидт.