лежавшей киевскому князю Юрию Долгорукому, летопись упоминает о ней впервые лишь в 1147 г., когда Москва являлась небольшой усадьбой Юрия, окруженной со всех сторон принадлежавшими ему хозяйственными угодьями.
Согласно указанию Тверской летописи от 1156 г. Юрий Долгорукий (10901157) «заложи град Москву на устниже Неглинны, выше реки Яузы», окружив ее деревянными стенами и превратив тем самым свою усадьбу в небольшую крепость для защиты от внешних врагов.
А врагов у нового городка Москвы в период раздробления Руси на ряд обособленных феодальных княжеств было немало. Уже в 1177 г. рязанский князь Глеб, по словам летописи, «пожьже Московь всю, город и села».
В 1209 г., когда стены были восстановлены, Москва успешно отразила нападение двух князей рязанского князя Изяслава и его союзника князя Михаила Пронского. Но в 1238 г., несмотря на героическое сопротивление, Москва была захвачена полчищами Батыя, неожиданно подступившими к городу со стороны Рязани. В ту страшную для Москвы годину были сожжены все города по пути орд Батыя и все села вокруг Москвы. В 1293 г. город был снова разорен и выжжен ханом Дюденей. Но уже в 1305 и 1307 гг. новые, еще более мощные стены защитили Москву от нападения тверского князя Михаила.
В развитии Москвы большую роль сыграли стратегические преимущества того обширного лесного края, среди которого она стояла. Быстрое заселение этого края, удобного по природным условиям, вдобавок еще хорошо связанного речными путями с другими русскими княжествами, и послужило непосредственной причиной стремительно быстрого развития Москвы.
В 1326 году Москва становится резиденцией митрополитов, навсегда покинувших Владимир, а в 1328 г. князь Иван Данилович Калита превращает ее в столицу Московского Великого Княжества. В 1339 г. Иван Калита строит новые, дубовые стены из бревен толщиной до 70 см, с высокими и мощными башнями. Представлявшие надежную защиту от нападений, стены Калиты сгорели во время большого пожара города в 1365 году. Тогда же, при Калите, появились в Москве и первые каменные постройки Успенский собор (1326 г.), Архангельский собор (1333 г.) и Ивановская церковь-колокольня (1329 г.), уступившие затем свое место позднейшим храмам того же наименования, но своим положением предопределившие композицию центра Московского Кремля.
Зимой 1366 г., согласно летописям, было принято решение «ставити город Москву камен», и летом 1367 г. Дмитрий Донской «заложи Москву камен и начаша делати беспрестани».
- 6