Напрасно думают, что для такой аудитории нужны исполнения в стиле Петрушки. Мне пришлось слышать, как солисты Большого театра, разъезжавшие в голодные годы по деревням за хлебом, рассказывали о чрезвычайно внимательном отношении рабочей и крестьянской аудитории к классическим произведениям. Буквально то же можно наблюдать и на курортах. Конечно, сказание о трелях соловья в помещичьей усадьбе и охи об офицере неспособны тронуть рабочекрестьянского слушателя. Но действительно художественные вещи европейских и русских авторов, как бы серьезны они
не были, всегда находят глубокий отзвук у аудитории.
Курорты наши расположены в самых красивых, живописных местах Союза. Три основные элемента красоты природы— вода, лес и горы присущи всем нашим южным курортам. Соединение красот природы с художественной красотой является могущественным фактором художественного воспитания сотен тысяч людей, съезжающихся ежегодно с разных концов Союза.
Артисты на курортах находят наиболее благодарную почву для своей деятельности.
И. Семашко.
КАК МОЖНО БЫЛО БЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПЕРЕТТУ.
(По поводу постановки „Колоколов Корневиля“).
Новая постановка Бебутова это—некоторое событие на фронте „легкого“ жанра. Независимо от театральных качеств самого спектакля, он имеет значение показательное: как можно было бы использовать оперетту на советских подмостках.
Абсолютно не нужна, вредна опереточная пропаганда на Большой-Дмитровский или Эрмитажный манер. Но форма музыкальной комедии с разговорами более всего приспособлена для острого злободневного содержания. Классические образцы Оффенбаха были полны тогдашней современности.
Разумеется, было бы гораздо лучше, вместо даже самой удачной реставрации старого репертуара, создать свою советскую оперетту. Об этом следует подумать нашим авторам и нашим композиторам. Но даже в использовании старого классического запаса можно достичь очень многого и в области нового оформления, новой сценической проработки и в области внутреннего содержания.
Со стороны постановки — спектакль свежий, приятный: чуть-ли не впервые со сцены брызнуло массовым, не „опереточным весельем и жизнерадостным подъемом. Успех спектаклю создали не „дивы“, не „несравненные комики , а хор, народ, то-есть то, что в обычных опереточных постановках безнадежно и уныло безмолствует. В этом основное достоинство ра
боты Бебутова. Сцена кипела, бурлила играла, веселилась, танцовала, пела. В таком плане вполне уместна была и интересная пестрота костюмов: играли, пели, не только актеры, но и цвета. Стиль декораций-игрушек Бебутова, не подходивший к монументальности „Нельской башни , отлично сливался с „Корневильскими колоколами .
Повторяю, со стороны сценической все представление было хорошее, моментами даже очень хорошее. Бебутов показал оперетте дорогу на сцену. Но совсем плохо, моментами уныло и шаблонно обстояло дело со стороны литературной, со стороны содержания. Оно ни в какой мере не приспособлено к „текущему моменту . Две три остроты „о последующей регистрации отдают обывательщиной. Для литератора была самая широкая возможность использовать все, чем живет сегодняшний день, вплоть до событий в Китае, процессов и так далее. Над этим, повидимому, ни постановщик, ни литератор не задумались. А это самое главное.
Только равнение на сегодня, только острое политическое и бытовое содержание может сделать оперетту не только любимым сценическим блюдом нэпмановской „аристократии , но и нужным зрели щем для трудового зрителя.
Уриэлъ.