городам и посетит Саратов, Сталинград, Казань и Нижний и даст наглядный отчет провинции об изобразительном балансе русской культуры последних лет. Метод передвижных выставок для осуществления политпросветительных задач в плане искусства есть не только удачная ведомственная затея, но и культурный долг, тяготеющий на гурмане-столице перед пронинцией, долг, который нужно выплачивать с благородной вдумчивостью и мудрым тактом. Перед Художественным Отделом Главнауки, организовавшим выставку, стояла трудная задача, разрешение которой таило крупные соблазны в деле отбора экспонатов. На нас, видевших большинство представленных авторов и отдельных работ в разное время в различном антураже групповых выставок, это собрание экспонатов производит несколько странное впечатление. С первого взгляда можно было бы бросить упрек организаторам в своеобразном эклектизме, которым отмечена „выставка : кого и чего тут только нет!
„Смешались в кучу кони, люди...
Тут и передвижники, и знакомцы из Московского Товарищества и Союза руских художников, и бубновалетчики, и мирискусники, и „Ахрр“, и „Бытие , Жарцветовцы и остовцы—Калениченко, и Петровичей, Ап. Васнецов и Милорадович, Масютин, Туржанский, Фальк, Куприн, Сухотина, Миганаджиан, Богаевский, Мамотин и Волошин, Шаронов и Богородский, Гончаров и Клюн, Дейнеке, Попов и Гузиков; маститые имена и трехнедельные удальцы, стыдливые перепевы вчерашнего дня и поиск молодости, утверждение поэзии машинных ритмов и физического труда и интимное любование „букетными сюжетами, торопливое „рассказывание на социальные темы и тонкая культура искушенных алхимиков цвета и аналитиков плоскости и объемов...
Никакой, казалось бы, выдержанной линии, никакого единства... Но этот недостаток „выставки на деле является крупнейшим достоинством с точки зрения того „отчета , который по линии изо-достижений лежит в основе подбора, в основе замысла Передвижной Выставки. Можно было опасаться большого соблазна—дать крен в сторону определенного течения или группы: уместный в условиях обычной выставки, в замысле какой-бы ассоциации художников, этот крен был бы, пожалуй... нетактичностью со стороны государственного органа, руководящего политикой просвещения и искусства, как неосторожная официальная рекомендация.
Была и другая опасность: в погоне за полнотой и равновесием дать анемичный ансамбль, загромоздить выставку балластом, отработавшим мертвым грузом. Организаторы уберегли ее от „официального безвкусия и сумели подобрать много интересных и подчас исключительных впервые показанных экземпляров, отметить которые здесь не позволяет недостаток места. Тщательность подбора сказалась и в том, что в это большое собрание почти не затесалась контрабанда, лежащая за пределами искусства. Но несколько скудно представлена графика.
В целом выставка даст впечатление доброго движения мысли, подлинного таланта и плодотворной работы художников, не уставших творить в жесточайших материальных условиях. Не приходится сомневаться в ее успехе—долг центра перефирии отдается: полновесной монетой и в жесте, отмеченном большим тактом и вкусом... Будем надеяться, что это только первый взнос, за которым последуют другие. Выставка названа „1-й“.
Игн. Хвойник.
Т. КОМЕДИЯ И МЕЛОДРАМА. „СОЧУВСТВУЮЩИЙ .
Нам очень нужна здоровая, внушающая бодрость, советская комедия. И помаленьку мы обрастаем соответствующим репертуаром. Спрос рождает предложение. Вслед за „Воздушным пирогом мы имели „Мандат , за „Мандатом имеем новую комедию Саркизова-Серазини „Сочувству
ющий . Если все эти пьесы—не шедевры, не „Ревизоры , то все же они удовлетворительны. Напротив, надо поощрять и драматургов, и актеров, и режиссеров, еще робко приближающихся к запросам современности.
Потребуются длительные усилия кол
лектива драматургов, режиссеров и ак