степенных явлений,—напр., искусство Ганса фон Маре—не нашли в ней своего отражения; и все же общий уровень эстетических эмоций слишком различен и явно указывает на меньшую художественную одаренность германской расы.
Вас смущает не только некая вялость художественного языка,—как общее правило — средства выражения здесь менее изысканны, менее одухотворены, менее артистичны, чем в искусстве французском, но зачастую и сама постановка проблем; воздействие старого искусства становится не оплодотворяющим, а мертвящим (Ленбах), сюжетность получает вредное для художественного целого значение, превращая живопись в иллюстрацию литературной темы (Беклин, особенно Штук); да и новейший экспрессионизм, утверждая примат художественного. сознания над реальностью, приводит к абстракциям субъективизма и, в конце концов, ставит искусству несвойственные ему задания; живопись латинян представляется клас
сической и ясной рядом с искажениями, рядом с болезненностью, несомненно проявляющейся в новом немецком искусстве.
Вы чувствуете, как низкий уровень художественной среды принижает и затягивает дарования: и Беклин, и Менцель, и сколько других своей судьбой иллюстрируют это трагическое нисхождение. Богатое ощущение классического пейзажа, теплота золотистого колорита, красивое единство замысла характеризуют ранние работы Беклина (пейзажи со стаффажем в Национальной Галлерее Берлина и в Дрезденской Галлерее), поздняя манера которого являет черту нестерпимого огрубения и безвкусия. *)
Как общее правило этюды и эскизы бесконечно свежее и художественное законченных работ.
*) Впрочем, и плохой Беклин может показаться
художественным при сравнении со Штуком.
Выставка немецкого искусства.
Либерман.
Сидящая девушка.