Блок шел дальше, утверждая, что народ и общество производят художника, выделяют его из своей среды и налагают на него определенные обязательства. Творческая личность естественно сочетается с душою массы, с коллективом, вследствие чего, понять особенности дарования художника, поэта, актера — можно лишь определив, что общего он имел с жизнью своей эпохи. Художник должен жить, оставаясь самим собой и принадлежа в то же время обществу. Искусство должно быть не разрозненным, индивидуальным и „самодовлеющимˮ, а свободным выражением свободного народа. Основное начало искусства заключается в переживании действительности. Художник, не участвующий в живой жизни народа, не может должным образом запечатлеть и свою собственную личность в искусстве. „Я боюсь каких-бы то ни было проявлений „искусства для искусстваˮ — читаем мы в Блоковском дневнике
за 1919 г., — „потому что такие тенденции противоречат самой сущности искусства и потому, что следуя ей, мы в конце концев потеряем искусство; оно ведь рождается из вечного взаимодействия двух музык — музыки творческой личности и музыки, которая звучит в глубине народной души, души массы. Великое искусство рождается только из соединения этих двух электрических токовˮ. Вне этого динамического сочетания с жизнью оно не может быть ни создано, ни оправдано. В мироощущении истинного художника, по мнению Блока, отсутствует разрыв между „своимˮ и „несвоимˮ, между личным и общим. Подлинное искусство необходимо и неизбежно насыщено духом времени, духом современной эпохи.
«Формула „искусство для искусстваˮ пуста, как свищ» — писал Блок еще в 1908г. в статье „О театреˮ. Пора уже перестать говорить о нем, как о защитнике этой формулы.
Виктор Гольцев
КРЕСТЬЯНСКИЙ ТЕАТР.
Вышел первый номер журнала „Деревенский театрˮ в издании „Крестьянской газетыˮ. Приветствуем это необходимейшее начинание. Вопрос о крестьянском театре давно назрел. Единственная организация, которая им занималась до сих пор — Дом им. Поленова — была отравлена идеями старой филантропии. Нам известно, сколько усилий затратил т. Толбузин, сколько бился Главполитпросвет, чтобы поставить это дело на правильные рельсы. Все эти усилия, не исключая издававшегося при Доме журнала, тормозились то недостатком средств, то старой инерцией.
В настоящее время Дом Поленова преобразуется в Дом Крестьянского Искусства *). Его рабочие силы удвоены работником большого опыта (по Пролеткульту) — тов. Игнатовым. Ему на помощь приходит такая мощная сила в деревне, как „Крестьянская Газетаˮ, первым результатом чего является выход журнала „Деревенский Театр , которого давно ждут крестьяне. Редакция составлена из представителей всех заинтересованных организаций: от ГПП — т. Пельше, от РЛКСМ т. Инденбом, от „Крестьянской Газетыˮ — т. Глебов.
Заведывание редакцией поручено лучшему пока крестьянскому драматургу — т. Субботину. Все это авторитетное руководство обеспечивает журналу правильную линию.
Верная целевая установка чувствуется уже в первом номере. Вскрывая самую больную язву современной деревни — „посиделкиˮ, журнал открывает перед деревней перспективы будущего ее театра. Конечно, этот театр растет из быта... В рецензиях на пьесы журнал прямо дает советы — ставить те пьесы, которые отвечают злобе дня данной деревни. В первом же номере начат инструктаж по устройству театра, который, повидимому, будет носить систематический характер. Но на одном быте театр далеко не уйдет. И журнал выдвигает вопрос о тех формах деревенского театра, которые, не отрываясь от быта, в то же время подымают деревенские театральные начинания до большого массового праздника. Первым опытом в этом роде будет организуемый повсеместно в этом году „праздник урожаяˮ. Материалы и проработка вопроса обещаны в следующем номере. Здесь уместно пожелание журналу, чтобы он,
продвигая в деревню современный театр,*) См. об этом в след. номере нашего журнала.