большое распространение, возбудив по поводу себя много толков. По поводу этой книги, обратившей на себя всеобщее внимание среди учащейся молодежи, читались рефераты, один из которых принадлежал Владимиру Ильичу. Здесь в высшей степени интересно отметить то название, которое дал он своему реферату по поводу этой книги Струве. Владимир Ильич назвал свой реферат словами „Отражение марксизма в буржуазной литературе“. Он как бы предвидел, что увлечение П. Б. Струве марксизмом и рабочим движением было временным увлечением одного из будущих крупных представителей либерального лагеря.
Про рабочий кружок Владимира Ильича в „Гаваниˮ я не могу ничего рассказать, равно как и про „Центральный рабочий кружокˮ, организованный Владимиром Ильичем сообща со Старковым и Запорожцем. Повидимому, и эти кружки возникли уже после весенних арестов 1894 года, когда была разгромлена действовавшая до этого времени среди рабочих группа народовольцев, сорганизовавшаяся вокруг Александрова (Ольминского), и были арестованы многие из видных рабочих, принимавших деятельное участие на вышеупомянутых общих собраниях представителей кружковых рабочих различных районов.
В это время я вел занятия среди кружковых рабочих Невской заставы. Рабочий кружок, с которым я занимался, был организован пожилым рабочим Фунтиковым (Афанасьевым), который, впрочем, скоро был арестован, во время только-что упомянутых весенних арестов 1894 года. В этот рабочий кружок первоначально входили рабочие Иван Васильевич Бабушкин, Никита Меркулов, Илья Костин и еще двое молодых рабочих, имена которых я не помню. В этот кружок иногда заходил П. Морозов, рабочий близкий Фунтикову, а также и Василий Андреевич Шелгунов, е которыми я был близко знаком, в особенности с последним, который иногда заходил ко мне. В. А. Шелгунов работал на нескольких механических петербургских заводах в различных рабочих районах, переходил с завода на завод, с Путиловского на Балтийский, с Балтийского на механический завод за Невской заставой. Он имел много связей с рабочими и с интеллигенцией. Он давно уже участвовал в рабочем движении, в кружковой работе. Он был деятельным членом объединенных собраний представителей кружковых рабочих различных рабочих районов. Поселясь за Невской заставой, он стал во главе местного движения. Он служил и связующим звеном кружковых рабочих этого района с рабочими других районов. И. В. Бабушкин нередко называл Шелгунова „нашим главаремˮ.
Летом 1894 года я уезжал за границу и вернувшись в Петербург осенью, нашел не мало перемен. Народовольцы, можно сказать, уже почти совсем исчезли из рабочей среды. Группы, действовавшие среди рабочих, были почти исключительно социал-демократические. Из них наиболее крупной была группа, организовавшаяся вокруг Владимира Ильича. Она получила впоследствии название группы „литераторовˮ, так как Владимир Ильич был известен как литератор; литератором был и А. Н. Потресов, вошедший современем