6
то, что мнѣ хотѣлось бы самому вамъ сообщить. Я ожидалъ,-я жаждалъ случая повѣдать вамъ все, но теперь, когда насталъ моментъ,-я вижу, какъ это трудно.
Ея пикантное тонкое личико выражало живѣйшее сочувствіе. Моя рука случайно опустилась на ручку ея кресла и коснулась ея пальцевъ; она ихъ отняла, но съ нѣкоторою медлительностью.
Служба, на которой я состою или вѣрнѣе состоялъ, такого свойства, что одно ничтожное упущеніе губитъ плоды многолѣтнихъ трудовъ. Я сдѣлалъ ошибку и осужденъ нести кару.
О!-воскликнула она.
Это было болѣе, чѣмъ я могъ ожидать. Мое напускное смиреніе смѣнилось искреннимъ волненіемъ, въ душѣ я называлъ себя негодяемъ.
Ея пальцы снова легли на ручку кресла и какъ мягко и нѣжно было ихъ прикосновеніе!
Не можете ли вы мнѣ разсказать, какъ это случилось?
Прошу васъ,-тихо заговорила она. Мнѣ такъ жаль васъ и такъ грустно, что вы насъ покидаете.
- Если вы мнѣ разрѣшаете говорить, то я вамъ все скажу.
Мнѣ важно, чтобы вы знали всю правду-и вотъ въ чемъ дѣло Мнѣ довѣрили два письма:-одно надлежало представить императору, другое я долженъ былъ уничтожить. Я ошибся и послѣднее передалъ никому иному какъ вашему отцу.
Она была поражена. - И это все?-спросила она послѣ нѣкотораго раздумья.
Я молча кивнулъ головой
Проступокъ, незначительный самъ по себѣ, влечетъ за собой, однако, ужасныя послѣдствія присовокупилъ я.
Ужасныя...
Слова безсильны передать во всемъ объемѣ возможное бѣдствіе,продолжалъ я Знаете ли вы, фрейлейнъ фонъ-Буцъ, что такое война?
Она содрогнулась.
- О молю васъ, не говорите...
Но въ скоромъ времени объ этомъ всѣ заговорятъ и я тотъ несчастный, который вовлечетъ свою родину въ роковую борьбу съ вашимъ отечествомъ, фрейленъ фонъ-Буцъ. Боже мой! Какое великое горе обрушилось на меня!
Я вынужденъ сознаться, что при этихъ словахъ сжалъ ея руку и помню также, какъ робко она мнѣ возвратила пожатье.
- Письмо, о которомъ вы говорите,-спросила она,-уже получено императоромъ?
- Нѣтъ еще, оно у вашего отца,
ФИСКАЛЪ.
а императоръ возвратится завтра вечеромъ.
Она внезапно поблѣднѣла и наклонилась ко мнѣ
Онъ вернется сегодня вечеромъ! воскликнула она.Мой отецъ получилъ отъ него депешу не болѣе часа тому назадъ.
Завтра вечеромъ или сегодня, не безразлично ли это?-пробормоталъ я.-Письмо уже болѣе не въ моихъ рукахъ, и я не могу имъ овладѣть. Императоръ его вскретъ, прочтетъ и война также неизбѣжна, какъ смѣна дня и ночи.
Мой умъ мутится при этой чудовищной мысли. Война между двумя націями, которыя довели до совершенства искусство убивать людей. Пойдетъ безобразная рѣзня, отъ которой содрогнется міръ, и на мою виновную голову падетъ вѣчный позоръ
О,-прошу васъ пощадите...
Я поднялся съ своего мѣста.
Въ сущности заговорилъ я кроткоисънеподдѣльной нѣжностью, я не имѣлъ права прійти, чтобы измучить васъ. Но мнѣ дѣйствительно было невозможно уѣхать, не увидѣвъ васъ въ послѣдній разъ... Я хотѣлъ попросить васъ вспоминать хоть изрѣдка о томъ несчастномъ, кто загубилъ на-вѣки свою жизнь.
Я взялся за шляпу, но она меня остановила.
Нѣтъ, нѣтъ!-воскликнула она.Сядьте,-дайте мнѣ подумать.
Я видѣлъ, какъ блѣдность смѣняла румянецъ на ея щекахъ и какъ она за меня страдала. Быстрымъ своеобразнымъ движеніемъ она откинула мелкія кудри со лба-и въ эти краткія мгновенія миловидный, кроткій образъ Гертруды фонъ-Буцъ на всю жизнь запечатлѣлся въ моемъ сердцѣ.
Она повернулась въ мою сторону. А если письмо уничтожено? тихо и медленно спросила она.
Это невозможно,возразилъ я, и сердце мое сильно застучало.
Но если это все-таки случилось бы?
Тогда бы не было войны, произнесъ я. Я бы не попалъ въ немилость и остался бы въ Баденбергѣ, но, вѣдь, это немыслимо.
Вы узнаете конвертъ, когда вамъ его покажутъ?
- Безъ сомнѣнія.
Она встала.
- Идите за мной,-рѣшила она,не говорите ни слова. Если мы теперь встрѣтимъ отца, то мнѣ не избѣжать заточенія въ монастырь; вы же поступайте такъ, какъ сочтете наиболѣе цѣлесообразнымъ.
Она была блѣдна, какъ покойница, но движенія сохранили обычную увѣренную грацію. Когда мы проходили
No 1
чрезъ пріемную, гдѣ находились слуги, она обратилась ко мнѣ со словами:
Оранжереи вашего посольства несравненно лучше нашихъ, впрочемъ судите сами.
Мы шли по длинному, узкому покою, въ концѣ котораго начинались оранжереи. Вдругъ она остановилась и стала прислушиваться у послѣдней двери по правую руку; замокъ слабо щелкнулъ, и мы очутились въ совершенно пустой комнатѣ. Она вынула изъ-за пояса связку ключей и открыла шкафъ, стоявшій въ углу. Моимъ взорамъ представились кипы писемъ и конвертовъ, разсортированныхъ отдѣльными связками; я не помнилъ себя отъ радости.
Скорѣй, скорѣй,-шептала она.Ахъ! мы погибли-вотъ мой отецъ!
Я бросился къ бумагамъ, захватилъ, сколько могъ, обѣими руками, но ощутилъ внезапно сильный ударъ по кисти отъ затворявшейся тяжелой двери шкафа. Въ послѣдній моментъ я кинулъ на прежнее мѣсто связки документовъ. Она быстро увлекла меня изъ комнаты и спрятала за занавѣсью въ покоѣ, прилегавшемъ къ оранжереѣ. Я готовъ былъ расплакаться съ досады, но теперь ради Гертруды фонъБуцъ я старался овладѣть своимъ волненіемъ. Не будь ея со мной, я бы съ наслажденіемъ разорвалъ злополучное письмо передъ самымъ носомъ изумленнаго министра. Она стояла возлѣ меня, я обхватилъ ея стройный станъ, она дрожала, какъ въ лихорадкѣ.
Послышались голоса и шаги, дверь комнаты широко распахнулась и сквозь отверстіе въ занавѣси я узналъ вошедшаго фонъ-Буца, а за нимъ слѣдовала высокая столь знакомая мнѣ фигура въ блестящемъ мундарѣ, въ накинутомъ на плечи длинномъ военномъ плащѣ. Я остолбенѣлъ отъ неожиданности.
А теперь, фонъ-Буцъ,-немедленно дайте письмо властно заговорилъ онъ.
Сію минуту удовлетворю желаніе вашего величества, спокойно возразилъ фонъ-Буцъ, вкладывая ключъ въ замочную скважину шкафа. Когда ваше величество ознакомится съ содержаніемъ этого посланія, то, безъ сомнѣнія, одобритъ толчокъ, которымъ я привелъ въ движеніе гигантскій механизмъ, сооруженный и урегулированный по изумительнымъ и мудрымъ предначертаніямъ вашего величества.
Наступило мгновенное молчаніе, а затѣмъ я увидѣлъ, какъ письмо перешло въ руки императора.
- А вамъ самимъ, фонъ-Буцъ,раздался его голосъ,- уже извѣстно содержаніе этого пакета?
Мои тайные агенты, усердствуя на благо нашего отечества, вошли въ