ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ
В Тульской губ. приказано крестьянам следить, чтобы телята не уходили со двора. Кто не досмотрит, того милиция штрафует. Если ночью загонят с поля теленка—штраф 7 р. 50 к. При этом теленок стоит в тех местах только 5 рублей. Размер штрафа превышает цену теленка.
— Твоему теленку красная цена—пятерка, а ты двадцать заломил!
— А как же? Себестоимость—пять рублей да накладных расходов—два штрафа по семь с полтиной. Вот и считай. Бери, покуль до тридцати пяти не допрыгал: он у меня очень бойкий на штрафы.
БУКВАРЬ В ДЕРВЕНЮ
По самым точным сведениям, имевшимся у нас,—в подшефной деревне Замореновке неграмотных значилось 95 человек.
-— 95 букварей!—такой лозунг выбросил местком, и через три недели было собрано ровно 95 букварей. Вспомнить страшно, до чего трудно было их собрать! И в учкпрофсоже околачивались, и, в городе,— где только можно, всюду сквозь прошли и у своих ребят, уже обучившихся, отобрали, подшили, подклеили и в конце концов,—на-те, пожалуйста, получайте все 95 букварей.
Здравствуй, дескать, подруга верная, смычка живая, настоящая, неподдельная!
Буквари мы завернули одной стопкой в старые „Гудки перевязали бечевкой и передали Иван Сидорычу:
— Проведи через входящий и исходящий и отправь с этой бумажкой.
Хотел было Иван Сидорыч огрызнуться, что ему все подкладывают, да подкладывают, но вспомнил про сокращение штатов и ляскнул:
— Ставьте рядом вон с тем пакетом. Отправлю.
Через две недели пришел к нам в местком из Замореновки ходок, поискал чтото в углу, но потом застыдился и поднятую вверх правую руку употребил на то, чтобы почесать за ухом. А потом он сообщил следующее:
— Дорогие наши товарищи! Премного мы вам благодарны за буквари и все мы сделали, как вы описали в своей бумаге, и даже т, Ерцев-Перцев, отпускник,—образовал... образовал...
— Ликвидационный пункт?
-- Именительно, дорогие товарищи, но только и шагу мы не сделали, а уже споткнулись. Разглядел Ерцев-Перцев ваши буквари и отказался обучать по ним, назвал их надсмешкой, а про вас выразился с употреблением родительницы до того неприлично, что и сказать стыдно. А мы желаем учиться и очень вам благодарны за подарок и поэтому просим Ерцева-Перцева по шапке, а безграмотных пусть обучает Иван Матвеевич Копейкин.
Что такое? удивились мы,- Ерцев- Перцев называет букварь насмешкой. Кто же испортил этого славного парня?
И написали бумажку, в которой подтвердили, что буквари посланы самые настоящие, что насмешки тут нет никакой, а внизу сделали приписку, чтобы на Ерцева- Перцева было обращено внимание и, если он будет агитировать против ликвидации, то чтобы об этом было донесено куда следует.
Прошло только пять дней, а из Замореновки получились два известия,—первое, что Иван Матвеевич Копейкин организовал обучение безграмотных, а второе, что отпускник Ерцев-Перцев свихнулся окончательно и уже сидит под арестом за такое слово, что и повторить страшно. Говорил, между прочим, Ерцев-Перцев и то, что все издевательства шефов он выведет на свежую воду и даже будто бы собирался послать письмо самой Надежде Константиновне Крупской, да это письмо у него отобрали и в печке сожгли. Узнав об этом, мы поняли, что в дело вклинилась какая-то палка и послали в Замореновку делегата вынимать эту палку.
Делегат собирался целый месяц и, кое как собравшись, выехал.
Как только в Замореновке прослышали, что приехал делегат, моментально кликнули всех обучавшихся и продемонстрировали перед ним успехи учащихся.
Емельян Макуха, старый кряжистый хлебороб, хвалился первым. Он раскрыл книгу и прочитал, водя пальцем от буквы к букве:
к... о... э... ф... ф... и... ц... и... е... н... т... п... р... о... д... о... л... ь... н... о... г... о... и... з... г... и... б... а... с... ж... а... т... ы... х... э... л... е... м... е... н... т... о... в... п... о... т... е... т... м... а... й... е... р... у...
Делегат возвратился домой злым, как чорт. Докладывая в месткоме все, что видел и слышал, он хватался за голову, истекал слюной и рвал бороду.
В тот же день мы послали в Замореновку бумагу.
— Дорогие товарищи! По крайне халатному отношению к делу одного из наших служащих, вам ошибочно, вместо букварей, были посланы технические брошюры „Нормы Н.К.П.С. для расчета сжатых элементов мостовых ферм на продольный изгиб , а ваши буквари заслались на Северо- Кавказскую дорогу. Немедленно, после получения букварей, мы вышлем вам их с первой же почтой.
В ответ на это замореновцы отписали:
Очень вами благодарны, дорогие шефы, за вашу заботу, но по причине того, что мы и по продольному изгибу хоть и взопрели, а обучились грамоте, — покорно просим вас все буквари, по получении, переслать в какую нибудь другую безграмотную деревню...
Евграф Дольский
Рис. Б. Антоновского