Случайно узнавшій объ этомъ братъ просилъ властей задержать больного и отправить его въ Сабурову дачу для умалишенныхъ, вблизи Харькова. Результатомъ пребыванія тамъ Гаршина и явился «Красный цвѣтокъ» *).
Въ больницѣ Гаршину мерещатся какіе-то враги и живущій за стѣною мнимый принцъ, съ которымъ онъ все собирался дуэлировать. Изъ Сабуровой дачи его перевели въ лечебницу д-ра Фрея въ Петербургѣ, гдѣ онъ скоро оправился.
Однажды, во время помраченія разсудка, Гаршинъ очутился вдругъ
въ кабинетѣ предсѣдателя Верховной Комиссіи, гр. М. Т. Лорисъ-Меликова. На колѣняхъ и со слезами на глазахъ онъ сталъ просить о снисхоженіи къ лицу, которому угрожало тяжелое наказаніе. Графъ его успокоилъ.
Этотъ случай, какъ и многіе аналогичные факты, показываютъ, что впечатлѣнія жизни, согласно теоріи Гл. Успенскаго, поддерживали въ Гаршинѣ его предрасположеніе къ душевнымъ заболѣваніямъ.
Не мало потрясла его потеря службы въ желѣзнодорожномъ совѣтѣ, прерванной отпускомъ вслѣдствіе болѣзни.
Въ бесѣдахъ съ болѣе близкими друзьями Гаршинъ все чаще и чаще сталъ заговаривать, что мучительно страдаетъ, что жизнь утратила для него смыслъ. Его угнетала постоянно какая-то тоска. Въ свѣтлые промежутки онъ помнилъ все, что съ нимъ происходило во время припадковъ болѣзни, и это немало омрачало eго настроеніе въ такія минуты.
... «Болѣе всего угнетаютъ меня, — писалъ Гаршинъ В. А. Фаусеку, — безобразныя, мучительныя воспоминанія послѣднихъ двухъ дѣтъ. Господи, какъ извращаетъ человѣка болѣзнь!.. Чего я только не надѣлалъ въ своемъ безумствѣ. Хотя и существуетъ мнѣніе, что человѣкъ съ больнымъ мозгомъ не отвѣтственъ за свои поступки, но я по себѣ вижу, что оно не такъ. По крайней мѣрѣ, то, что называется совѣстью, мучитъ меня ничуть не менѣе за сдѣланное во время изступленія, какъ если бы его и вовсе не было»...
Литературная работа утомляла Гаршина и разстраивала его нер
вную систему, а невозможность отдаться этой работѣ еще больше сокру
*) Переведенъ почти на всѣ европейскіе языки.
В. М. Гаршинъ (въ клѣтчатой блузѣ) съ матерью, братомъ Евгеніемъ и князьями М. и Л. Шаховскими
(снято въ 1867 г. въ пос. Сольцы, Псковской губ. )
В. М. Гаршинъ 10 лѣтъ (1865 г. )
В. М. Гаршинъ, гимназистъ 7 класса спб. гимназіи
(въ 1876 г. )
Екат. Гаршина — мать В. М. Гаршина, извѣстная въ свое время дѣятельница по на
родному образованію.
В. М. Гаршинъ
(въ мартѣ 1875 г.)
В. М. Гаршинъ.А. Я. Гердъ.
Извѣстный педагогъ (въ 1876 г.)
В. М. Латкинъ. Товарищъ Гаршина по гимназіи и братъ его жены.