Отецъ и мать В. В. были выдающимися оперными артистами, и съ дѣтства мальчикъ былъ окруженъ артистическою средою, — актерами и художниками, среди которыхъ былъ и Карлъ Брюлловъ; можетъ быть, онъ и зародилъ у Самойлова любовь къ живописи.
Несмотря на врожденныя артистическія способности сына, отецъ все-таки хотѣлъ направить его по болѣе надежному пути, чѣмъ театральный, и отдалъ въ Горный институтъ. Здѣсь юноша принималъ участіе въ ученическихъ спектакляхъ, играя обыкновенно молодыхъ дѣвушекъ; онъ подходилъ къ этимъ ролямъ по своей привлекательной внѣшности и по замѣченному, тогда уже, умѣнью перенимать чужія манеры.
По окончаніи курса Самойловъ былъ выпущенъ въ офицеры; но главныя черты его характера: гордость и независимость, приводили его къ нерѣдкимъ столкновеніямъ съ начальствомъ, ухудшавшимъ его положеніе. Разсказываютъ, что еще въ институтѣ, инспекторъ, весьма недобросовѣстный человѣкъ, какъ-то иронически замѣтилъ садившемуся въ экипажъ Самойлову, что не подобаетъ-де учащемуся ѣздить на дорогихъ рысакахъ.
— И вамъ не подобаетъ ходить, какъ вы ходите, — отвѣчалъ Самойловъ.
— А какъ же я долженъ ходить?
— Въ кандалахъ, — раздался отвѣтъ уѣзжающаго Самойлова.
Вслѣдствіе обострившихся отношеній Самойлову, волей-неволей, пришлось поступить на сцену, тѣмъ болѣе, что и Государь высказалъ соотвѣтствующее желаніе его отцу.
В. В. унаслѣдовалъ отъ отца нѣжный теноръ и въ 1834 г. дебютировалъ на Императорской сценѣ въ партіи «Іосифа Прекраснаго». Голос его оказался, однако, недостаточно сильнымъ для оперы. Попутно Самойловъ исполнялъ и водевильныя роли съ пѣніемъ, а черезъ три года окончательно перешелъ въ драму. Но здѣсь ему нѣкоторое время заграждалъ путь Н. О. Дюръ, игравшій лучшія молодыя роли въ комедіяхъ. Чтобы какъ нибудь выдвинуться, Самойловъ предложилъ дирекціи сыграть всѣ мужскія роли въ «Материнскомъ благословеніи», соглашаясь уплатить штрафъ, если хоть одна окажется неудачной; потомъ онъ отказался отъ разовыхъ, ради полученія хорошей роли. Но ничто не помогало. Лишь въ 1839 году, по смерти Дюра, Самойлову удалось выдви
нуться въ водевилѣ съ переодѣваніемъ: «Макаръ Алексѣевичъ Губкинъ». Появляясь тутъ какъ трансформаторъ въ самыхъ различныхъ видахъ, онъ мастерски имитировалъ тогдашнихъ знаменитостей, какъ оперныхъ, такъ и драматическихъ.
Въ пьесѣ «Петербургскія квартиры», играя ничтожную роль афе
«Жена шулера». Рисунокъ В. В. Самойлова.
Изъ собранія П. В. Самойлова.
«Два вора». Рисунокъ В. В. Самойлова.
Изъ собранія П. В. Самойлова.
П. В. Самойловъ, артистъ Императорской драмы, сынъ покойнаго
В. В. Самойлова.