ШУТЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Громадный мрачный замок, окруженный широким глубоким рвом, высокими стенами с массивными воротами. Зубчатые башни замка виднеются издали. Он одинок, неприступен, а в глубине под зданием находятся ужасные подземелья. Средние века. Жизнь замка монотонна и скучна, особенно для женщины. Еще не появились странствующие рыцари, трубадуры, которые будут в отсутствие мужа, занятого исключительно почти войной и охотой, развлекать ее и волновать нежные чувства недоступными наслаждениями. Тщетно смотрит она с вершины башни на унылую дорогу. Горы, леса, долины. Тихо и монотонно.
В такой обстановке шут являлся настоящим сокровищем. Благодаря ему в громадных темных залах раздается непринужденный смех. Он полон движения и веселости. Он поет смешные песни, играет на волынке или флейте, бросает направо и налево загадки, прибаутки... Он знает все. Он рассказывает сказки, побасенки, прыгает, и умеет хранить тайны, доверенные ему. Правда, он так уродлив, что мало напоминает человека. С ним и не считаются, как с человеком. Чем он безобразнее, чем уродливее, тем больше шансов на успех.
Шута воспитывают, как ˮученого осла“, по выражению Жакоба. К нему приставляют наставника, который и заставляет его заучивать все эти прибаутки, песенки и побасенки. Если он дурно приготовлял свой урок, — его стегали ремнем, а затем отправляли обедать на кухню вместе с поваренками.
Профессия шутов переходила от отца к сыну. Были даже целые династии шутов. Например, известна династия „Гильома Бушеˮ. Эта фамилия отличалась такой уродливостью, такой глупостью, и такой веселостью, что модой стало у знатных людей брать себе шутов на воспитание именно из этого семейства.
Шуты появлялись не только в замках знатных вельмож, мы встречаем их также во дворцах коронованных особ, в монастырях, где „святые отшельникиˮ любили развлекаться не меньше светских людей.
Празднество глупцов.
Празднество глупцов в средние века было чрезвычайно популярно среди всех слоев населения.
Тильо утверждает, что празднество глупцов берет свое начало от Сатурналий в Риме. Смысл Сатурналий заключался в том, что во время этого празднества слуги надевали одежду своих господ и садились вместе с ними за стол. Эго было воспоминание о золотом веке, когда все были равны. После принятия христианства церковь допустила и в новой церкви такие же празднества, для того чтобы облегчить переход из одной религии в другую. Как и в древних сатурналиях, слуги садились за стол вместе со своими господами. Праздник этот обычно справлялся на святках или на новый год. Запретить его, несмотря на все попытки последующих церковников, не было никакой возможности. А между тем они отличались такой разнузданностью и неприличием, что сильно компрометировали чистоту и святость христианской церкви.
В день, назначенный для праздника, в кафедральных соборах выбирался причтом епископ глупцов. Следовало торжественное посвящение. Епископ глупцов с митрой на голове и посохом в руках совершал торжественное богослужение. В церквах, которые находились в прямой зависимости от папы, вместо епископа избирался папа глупцов, в монастырях избирался аббат или аббатесса.
Интересно психологически то, что избранные в епископы или папы шуты старались воспользоваться своим новым положением для того, чтобы сейчас же выбить в свою честь медали и жетоны и даже чеканили монеты с собственным изображением. Казалось, они хотели запечатлеть себя для истории.
Избранного епископа или папу окружала целая толпа мелких причетников, переодетых в женские платья, в масках, с гудками и волынками в руках. Все они кричали, ели колбасу и сосиски, пели непристойные песни и исполняли непристойные танцы, — вообще вели себя, как помешанные. Они играли в кости, кадили по всей церкви, причем в кадильницы, вместо ладана были положены обрезки старых подошв. Заканчивался этот праздник катаньем в навозных телегах по всему городу, при чем клирики потешались тем, что бросали горстями навоз в прохожих.
В некоторых местностях праздник глупцов соединялся с праздником ослов, иной раз с праздником ветвей, который являлся, как и праздник глупцов, празднованием поворота солнца к весне и лету.
Праздник глупцов имеет самые разнообразные формы и названия. Так, одна вариация его заключается в празднике, так называемом „обит“, что значит: заупокойная обедня. На клирос ставится пять бутылок вина для певчих, которые принимают участие в этой службе. Во время этого празднества певчие всегда напивались до пьяна. Во время питья вина, певчие ели еще особого рода пирожки, которые назывались „мордобойки“. Их называли так потому что тот, кто подавал, грубо бросал их прямо в лицо.
Праздник глупцов справлялся вплоть до семнадцатого столетия.
Клоун Эйжен.Шарж Д. Моора.