НА ПОКАЗЕ «СИНЕЙ БЛУЗЫ
В день шестилетия «Синяя Блуза» отчитывалась в своей годовой работе. Последний год был отмечен в жизни «Синей Блузы» значительными событиями. Именно в этот год «Синяя Блуза» невероятно разрослась в количественном отношении. Вместо четырех групп в прошлом году сегодня существует одиннадцать. Переход в ведение ЦУГЦа позволил «Синей Блузе» отойти от форм кустарничества, — сделаться частью мощной государственной организации.
Сама форма эстрадного показа из десяти — пятнадцати номеров, форма эстрадного концерта исключительно была неблагоприятна для годового рабочего отчета. И «Синяя Блуза», невероятно выросшая в отношении мастерства и тематики, приобревшая уверенность и четкость в работе, все же не смогла в достаточной мере ярко показать ни своего общего лица, ни лица отдельных групп.
После неудачного пятилетнего показа, после острого кризиса «Синяя Блузана отчетном вечере сумела дать веселые, бодрые, здоровые и нужные эстрадные номера, пожалуй, первые номера новой оздоровленной советской эстрады.
Формально «Синяя Блуза» не изменила своим приемам. Мы видели ту же насыщенную большим пафосом ораторию, — героическое действо, рассказывающее о грандиозной стройке Союза, о соревновании трудящихся масс, — о грандиозном плане пятилетки. И зрелище, построенное на точных цифрах,
на политических лозунгах, на сухих датах, воспринималось аудиторией с неослабным вниманием, с захватывающим интересом. Постановщики нашли методы и приемы, когда стопроцентное политическое зрелище, не делаясь агиткой, получило отточенные и завершенные формы подлинной художественности.
В области тематики у «Синей Блузы» также налицо незаурядные достижения. В отчетном вечере были затронуты темы соревнования и пятилетки, получила освещение непрерывка. В разрешении тем была взята четкая политическая установка.
На отчетном вечере был показан большой сорокаминутный водевиль о подхалимах и лицемерах — «Вася Курицын». Сохранив вое традиции и приемы старинных каратыгинских водевилей, эта вещь показала, насколько может быть приемлема и нужна водевильная форма на сегодняшней эстраде. Острая тема, построенная на быстрой смене положений, на обилии «кви про кво», уснащенная «моралями» служителей просцениума живо и тепло воспринималась зрительным залом. Вася Курицын — это лицемер и подхалим, засевший в наших учреждениях, рассказывающий своему заву «любителю пикантного» похабный анекдот, благоговей
но крестящийся перед дьячком, затесавшимся в совучреждения, кокетничающий о машинисткой. Авторы водевиля сумели показать этого нарицательного Васю Курицына во всей его тупости, во всем его безобразии.
Показ выявил и еще одно новое достижение «Синей Блузы». Мы увидели большое актерское мастерство. Игравший главную роль в «Васе Курицыне» Тусузов показал себя прекрасным трансформатором, крепким актером. Исключительное танцевальное и мимическое мастерство дали в пародийном танце «Цирк, кино, театр» Беркович
и Ягодинский. Блестяще
задуманный сценарий танца наводит на мысль о создании и всяческом поощрении нового жанра танца — танца шаржей и пародий.
На показе ясно ощутился определенный сдвиг «Синей Блузы» вправо. Это чувствовалось во всем: в реалистичности аксесуаров и костюмов, в подаче текстов, в основном построении номеров. Отказ от надуманных футуристических оформлений и костюмов, переход к реализму, пожалуй, можно рассматривать как положительное явление. Во всяком случае новые формы значительно понятнее и ближе клубному зрителю.
К минусу показа следует отнести три неудачных номера: «Гепеуточки», «Советская хоровая, плясовая» и «Пьянка». В «гепеуточках» был использован старый, набивший оскомину прием использования новых советских слов и сокращений. От всех: этих «нарком здравствуйте», «автодороги», «тежалко» веет неприятным запахом дешевой пивной эстрады. Полное недоумение вызывает номер «пьянка», здесь в противовес «пятилетке» ни авторы, ни постановщики не сумели справиться с яркой цифрой 1. 200 миллионов рублей, затрачиваемых ежегодно на водку. Гротесковый прием, который хотели использовать в этом номере постановщики, не был доведен до конца, номер неубедителен.
И, наконец, традиционный хор, в аляповатых костюмах стиля «развесистой клюквы», якобы песни нового быта, якобы бытовой номер. Авторам подобных хоровых произведений следовало бы раз и навсегда запомнить, что под шарманочную затрепанную музыку «у колодца» к «сирень цветет» не будут искренне звучать хорошие новые олова.
Это и все недочеты. Они заслоняются крупными незаурядными достижениями. В отчетном вечере «Синяя Ббуза» показала себя выросшей на значительную ступень, крепкой и нужной малой формой искусства, простой, понятной и доходчивой, на сто процентов справляющейся с политическими задачами дня. «Синяя Блуза» показала себя подлинной формой искусства рабочего класса, чутко прислушивающейся к запросам своего зрителя и выполняющей его социальный заказ. Режиссер Московского Госцирка
шталмейстер Н. И. Дмитриев-Ллойд