К сожалению, сведения наши о Можайском Кремле весьма запутаны, хотя очень любопытны.
В настоящее время Кремль представляет собою чрезвычайно высокий холм с валами, лишь в позднее время соединенный перешейком со всем городом. Несомненно, что уже в глубокой древности, еще до
Московской власти, существовал этот холм, и на нем были деревянные стены. В 1541 году крепость была подновлена по приказанию вел. кн. Елены Глинской, бывавшей в Можайске несколько раз в 30-х годах XVI в. Тогда в Кремле уже стоял Ни
кольский собор, так как осталась эпиграфическая запись о приделке к нему паперти в 1541 г. Подновление состояло в обмазке деревянных стен, гли
ной, быть-может, в особом характере укреплений из глины с деревом.
В 1596—98 гг. крепость оказывается поизносившейся, глина осыпалась, деревянные кровли крепости сгнили. При этом известии упоминается не только Никольский собор, но также каменная Воздвиженская церковь на каменных воротах. Когда появились по
следние, мы не знаем. Надо думать, что в это время статуя Николы уже была в соборе, а не над воротами, иначе бы церковь над воротами назвали Ни
кольской. Известие 1624—6 гг. говорят о создании каменного кремля Иваном Васильевичем Измайловым по повелению Михаила Федоровича и патриарха Филарета. О церкви на воротах в известии 1624—
1626 гг. не упомянуто, но Никольский собор и ворота названы „старым делом“ и чинились.
Известие 1681 г. глухо говорит о новых церквах в городе Можайске, быть-может, и о церквах на посаде, а не только в Кремле. В 1684 г. была выстроена новая Никольская пятиглавая (по описанию