К. Сивков.

Хрустальный завод в Архангельском в начале XIX в.

Известная подмосковная—в XVIII в. князей Голицыных, а в XIX в. князей Юсуповых, „Архангельское11, была, как мы теперь знаем, не только местом праздного отдыха для ее прежних владельцев, местом всякого рода увеселений и пышных торжеств среди прекрасных
природных условий, искусно использованных силами первоклассных художников, — она была также местонахождением в начале XIX в.
нескольких художественно-промышленных предприятий: здесь находились „фарфоровое заведение11, „живописное заведение и хрустальный завод; было здесь также и чисто-промышленное заведение: пря
дильная шерстяная фабрика, превращенная потом в суконную фабрику. Все эти предприятия тесно связаны с владельцем Архангельского в первой трети XIX в. князем И. Б. Юсуповым, ярко отразившим в себе те предпринимательские устремления, которые были свойсвенны крупному дворянству той эпохи 1). При нем эти предприятия возникли в Архангельском, при нем же они и кончили свое суще
ствование. Дав уже очерки фарфорового „заведения и суконной
фабрики, я остановлюсь теперь на истории хрустального завода. И в данном случае состояние архива Архангельского2) не дает возможности представить полную картину истории этого завода. Све
дения о нем рассеяны среди других документов этой „подмосковной11, а отчасти среди дел „московской канцелярии11 кн. Юсупова, так как, очевидно, особого делопроизводства и особой отчетности по хрустальному заводу не велось (как и по другим „заведениям11, су
ществовавшим тогда в Архангельском). Так как архив дошел до нас в сильно поврежденном виде, то за некоторые годы мы не распола
гаем почти никакими сведениями о жизни этой „подмосковной11, а вследствие этого и о деятельности названных выше „заведений11. Собрав все, что сохранилось в архиве о хрустальном заводе в Архангельском, можно представить себе его историю в следующем виде.
Когда в августе 1810 г. кн. Н. Б. Юсупов купил Архангельское, то, как видно из „Описи строению и прочему по с. Архангельскому, сентября 19-го 1810 году 3), никакого хрустального завода тут не было, однако, перечисляя отдельные здания, опись указывает под № 10 „корпус деревянной, бывшей при стеклянном заводе , длиной
8 саж. 2 арш. и шириной 3 саж. 2 1/2 арш.,апод № 11—„стеклянной сарай , длиной 9 саж., шириной 2 саж. 2 арш. (посколько дальше отдельно указываются оранжереи и парники, этот сарай нельзя отнести к их числу; очевидно, он назван стеклянным потому, что
1) Кн. П. А. Вяземский писал, напр., в 1831 году: „Кто у нас из дворян, имеющих поместье, более или менее не фабрикант, не промышленник, не торговец? („Взгляд на Московск. выставку 1831 г.“. Собран, сочин., т. II, стр. 176).
2) Находится в настоящее время в Московском Древлехранилище (б. архив мин. юстиции).
3) Дела по Архангельскому 1810—12 г.г.