В настоящем выпуске „Записей Прошлого“ печатаются четыре главы (III—VI) из „Воспоминаний“ Б. Н. Чичерина, отрывок из которых (главы VIII—X) был напечатан в одном из предшествующих выпусков под заглавием: „Москов
ский университет. 1861—1868 г.г.“ Издаваемые в настоящее время главы говорят об Москве на переломе между царство
ваниями Николая I и Александра II (1845—1857), главным ббразом, об Московском университете и об литературном дви
жении той эпохи. В жизни Б. Н. Чичерина охватываемый ими период был поворотным моментом, который определил всю дальнейшую его деятельность и заложил основание его политического и научного миросозерцания. То были годы сту
денчества и подготовки к профессуре, годы, наложившие на Чичерина глубокий отпечаток, когда он впервые вошел в соприкосновение с широкими научными и литературными кругами, впервые втянулся в круг глубоких умственных интере
сов, впервые поставил себе краеугольные вопросы и попытался найти им разрешение.
Б. Н. Чичерин вступил в Московский университет, по его собственному выражению, в „лучшую эпоху московской жизни, эпоху умственного движения сороковых годов, когда всюду, и в литературе, и на университетской кафедре, и в гостиных, кипели умственные интересы и происходили бли
стательные ристалища славянофилов и западников“. Начало его ученой и литературной деятельности охватывает „другую хорошую для Москвы эпоху, время возрождения русского об
щества.... время пылких надежд и зарождающейся (говоря его словами) свободы“. В ряде ярких характеристик он рисует людей