за линию этой улицы—почти до ц. Софии; северная же сторона от этого забора в сторону Рождественки—совершенно открыта. Между Китайской стеной и Пушечным двором, по южной стороне улицы от
моста через Неглинную к Ни
кольским воротам Китай-города, видны строения, заборы, деревья. В квартале к северу от Пушечного двора и к за
паду от Рождественки видна одноглавая церковь — не то Иоакима и Анны, не то Суз
дальского подворья. Церковь Софии показана трехглавой. На р. Неглинной, к югу от моста, показаны две бани с характерными для них журавцами для подъема воды из реки.
Из сделанного анализа изображений Пушечного дво
ра на указанных 6 чертежах Москвы XVII в. можно вывести только следующее. Пу
шечный двор лежал на левом берегу р. Неглинной, у пово
рота ее на запад, севернее переброшенного через нее деревянного моста. Двор простирался от берега реки до Рождественки, имел общий вид четырехугольника неправильной формы, был окружен стенами, на восточной из которых были ворота. Со двора к этой стене примыкали строения.
Внутри двора находилась широкая, с конусообразным верхом, башня и такая же башня, но поменьше, была в западной части двора.
Пушечному двору, вероятно, принадлежала часть земли к востоку, за линию Рождественки; на ней стояли мелкие строения.
Вдоль северных стен Пушечного двора от Рождественки шла улица к р. Недлинной, на которой посредине стояла церковь.
Кроме общих чертежей Москвы XVII в. с изображением Пушечного двора, до нас дошел и специальный чертеж его и квартала к северу от него до Кузнецкого моста. Он
издан Ламанским в книге „Сборник чертежей Москвы XVII в., изд. 60-х г., под № XVII. На нем Пушечный двор изображен в виде прямоугольника, тянущегося от р. Неглинной к ул. Рождественке и