ПРЕДИСЛОВИЕ.

Предлагаемая книга отвечает давно назревшей потребности в специальном музейном справочнике. До сих пор, как это ни странно, мы не имели книги, посвященной специально художественным и научным хранилищам Москвы.
Если в прежнее время отсутствие музейного справочника искупалось отчасти отдельными каталогами и специальными научными описаниями коллекций, то теперь положение в значительной мере ухудшилось. Издательская деятельность
музеев за революцию почти совершенно прекратилась и лишь в самое последнее время начинает понемногу оживать. Таким образом, каталоги и монографические издания в значитель
ной мере устарели; многое изменилось и в экспозиции и в самом составе коллекций. Новая постановка музейного дела обусловила ряд капитальных перемен, перегруппировок и реорганизации старых музеев: в то же время созданы и со
вершенно новые хранилища. В результате даже люди, близко стоящие к науке и искусству, не всегда представляют истин
ную картину музейной сети Москвы. Попадая же в музей, они должны самостоятельно ориентироваться в материале. Гораздо хуже положение людей просто интересующихся, но не имеющих какой-либо специальной подготовки. Разобраться в новом материале, за неимением литературных пособий, предста
вляет зачастую немалые трудности. Помочь в этом отношении посетителю музея—такова главная цель этой книги. С другой стороны, она может отчасти служить и справочником на дому,
являясь некоторым образом подведением итогов в области музейного строительства последних лет.
Охватить в одной книге несколько десятков музеев, к тому
же достаточно разнохарактерных—задача, само собой разу