меется, не легкая, особенно при малой разработанности у нас теоретического музееведения. Сразу встают вопросы класси
фикации, группировок и т. п., вызывающие иногда сомнения и подчас могущие быть оспариваемыми. Желание придать книге более или менее связный характер, избежать чисто механического сцепления отдельных очерков заставило нас расположить материал по возможности систематически, по внутренней связи между отдельными музейными единицами.
Все наиболее существенное и важное нашло в книге свое освещение, но нельзя говорить, что она вполне исчерпывает все музейное достояние Москвы. Все собрания, недоступные для рядовых посетителей, а также имеющие учебный или ведомственный характер, намеренно пропущены. Очерки не всегда единообразны, что вызывается самим характером му
зеев. По возможности, дано связное изложение, знакомящее не только с наиболее интересными экспонатами, но и с проблемами, которые ими иллюстрируются. К каждому музею дана, где это возможно, его библиография, приводящая только лишь наиболее существенные работы.
Практические сведения о музеях, для удобства, даны в особой таблице, помещенной в конце путеводителя.
Вторая часть книги посвящена монументальным памятникам Москвы и построена по другому принципу. По условиям Места, мы Не сочли возмояшым давать подробные описания известных памятников архитектуры и других достоприме
чательностей. Гораздо целесообразнее казалось дать возможно полный перечень художественных и исторических памятни
ков с краткими, почти номенклатурными, справками и точной локализацией. Топографический порядок оказался здесь наиболее удобным.
Передавая эту книгу в руки читателя, мы должны предвидев, что она не лишена некоторых Недочетов и даже оши
бок, неизбежных в подобном, да еще первом, издании. Думается, однако, что возможные недостатки не помешают ей стать полезным руководством для лиц, знакомящихся с музеями и художественными памятниками Москвы.