жает в себе все важнейшие усилия и достижения экономической мысли за последние два столетия.
Мы приходим, таким образом, к следующему выводу: история теории стоимости в Англии совпадает, за небольшими исключениями, с развитием теории стоимости вообще до середины XIX столетия. С дру
гой стороны, эволюция теории стоимости составляет важнейшую страницу эволюции экономической мысли вообще.
II.
Изложенным, как мы полагаем, достаточно оправдывается появление в русском переводе книги В. Либкнехта 1) „История теории стоимости в Англии11. На первый взгляд читателю может показаться, что те
ма эта специальная и узкая. Но, как мы видели, на самом деле эта тема расширяется почти до пределов темы об основных течениях экономической мысли за последние два столетия. Это расширение темы нашло себе даже внешнее выражение в том, что Либкнехт увидел себя вынужденным включить в свою книгу тему, формально к ней не относящуюся: а именно, изложение и разбор теории стоимости Маркса. Преступивши формально пределы своей темы, автор, по
ступил, однако, вполне правильно. Восходящая линия английской политической экономии от Петти до Рикардо нашла свое завершение, — одновременно озна
чавшее ее преодоление,—в теории Маркса. Книга Либкнехта, благодаря включению теории Маркса, пред
ставляет для читателей двойной интерес: во-первых, как очерк эволюции основных экономических теорий с середины XVII до середины XIX столетий, и, во-вторых, как очерк, помогающий нам выяс
нить исторические корни экономической системы Маркса. Она принесет свою пользу как читателям, интересующимся историей и судьбами клас
сической политической экономии от ее восхода до заката, так и читателям, поставившим себе целью усвоение теоретической системы Маркса.
В частности книга Либкнехта может послужить хорошим введением к чтению „Теорий прибавочной стоимости“ Маркса. Последние вышли в свет после напе
1) Книга написана В. Либкнехтом (младшим), одним из сыновей Вильгельма Либкнехта, братом Карла Либкнехта. В подлиннике ее заглавие: „Zur Geschichte dcr Werttheorie in England .