С другой сторон^, в том многообразном круге проблем и идей, которые разрабатывались экономи
ческою наукою, очень рано выделилась основная, центральная проблема, а именно: теория стоимо
сти. Пытаясь анализировать и обобщить целый ряд экономических явлений, получивших наиболее широ
кое и заметное развитие с упрочением капитализма (заработная плата, прибыль, процент, капиталистиче
ская земельная рента), экономисты неизменно сталкиваются с вопросом о том, какими законами регули
руется и направляется процесс установления на рынке цен различных товаров, с проблемою стоимости то
варов. Вначале, центральная роль теории стоимости остается неясною для самих экономистов. Они обсу
ждают ее на ряду с другими явлениями, привлекающими их внимание; теория стоимости в рассуждениях английских предшественников Адама Смита носит еще фраг
ментарный характер. Смит в своем знаменитом труде „Исследование о богатстве народов хочет охватить все стороны капиталистического хозяйства, и исход
ным пунктом его грандиозного научного творения
является теория стоимости. Правда, Смит еще не может построить цельную, лишенную внутренних противо
речий теорию стоимости. Еще менее способен он на фундаменте теории стоимости построить логически стройную экономическую систему. Ум Смита, жадно направленный на восприятие и об’яснение раскинувшихся перед ним многообразных новых экономиче
ских явлений, менее склонен заботиться о логической цельности и стройности теории. Желая уловить раз
ные стороны явления и будучи бессилен дать их высший синтез, Смит нередко, в своих поисках много
образия и богатства содержания, жертвует логическою стройностью и впадает в противоречия. Тем интерес
нее то обстоятельство, что этот ум, несклонный к логическому схематизированию, все же отвел теории
стоимости центральное место. В этом можно увидеть доказательство великого научного инстинкта Смита,
а отнюдь не случайную „поспешную ошибку великого шотландца1 , как хочет уверить нас известный герман
ский экономист Дитцель в своей новой книжке ’)· Дитцель пытается доказать, что теория стоимости представляет собою на самом деле, вопреки обще
1) Dietzel. „Vom Lebrwert der Wertlelire uud Grundfehler der Marx
sclien Verteilungslehre . 1922.