В чащах юга жил бы цитрус? Четыре каталога шрифтов разных лет

Каталоги типографских шрифтов — это традиционная форма презентации работ типографий и словолитен. Несмотря на узкоспециальное назначение, такие книги всегда интересно рассматривать, это настоящий слепок эпохи в дизайне и истории повседневности. Для демонстрации шрифта часто используют фразы-панграммы, в которых задействованы все буквы алфавита, а также характерные эпохе слова и выражения, которые живо и метко описывают текущее бытование. Провели ревизию наших оцифрованных изданий и выбрали четыре каталога шрифтов разных лет.

Образцы шрифтов типографии В.Д. Смирнова

1908 год

Типография В.Д. Смирнова находилась в Санкт-Петербурге по адресу Екатерининский канал, дом № 45. Среди услуг, оказываемых типографией, было издание книг, полиграфия, переплётные и брошюровочные работы. В 1908 году типография выпустила каталог, демонстрирующий ассортимент шрифтов и декоративных инструментов, используемых в издательском деле. В фондах Некрасовки хранится экземпляр книги с личной дарственной надписью Смирнова историку литературы и слависту Василию Николаевичу Кораблёву.

Читать

***

Словолитни О.И. Леман

1910 год

«Словолитное заведение О.И. Лемана», основанное в 1854 году книгопечатником Осипом (Иосифом) Ивановичем Леманом, называют одной из старейших и наиболее авторитетных шрифтолитейных мастерских в дореволюционной России. Леман активно работал со специфическими кириллическими буквами «л», «ж», «ц», «щ» в своих шрифтах и неоднократно был отмечен наградами на российских и всемирных выставках. По данным «Русского биографического словаря», словолитня Лемана ежегодно изготовляла около 4000 пудов разного шрифта, 2/3 объёма шло казённым и частным губернским и уездным типографиям.

В прейскуранте шрифтов, изданном словолитней в 1910 году, систематизирована продукция Лемана для профессионалов и широкого круга интересующихся, описаны материалы, из которых отливаются шрифты, и рекомендованы правила составления технического задания для типографского набора.

«При заказахъ убѣдительно просимъ дать четкимъ подчеркомъ точный номеръ заказываемаго, при чемъ, во избѣжаніе ошибокъ и недоразумѣній, слѣдуетъ приписывать кегль и названіе, какъ напримѣръ: „Петитъ, Гарн. 2, Плотный“, „Рондо № 1032, к. 14“.

Точное обозначеніе номера, кегля и названія заказываемаго вполнѣ достаточно, такъ что вырѣзки изъ книги образцовъ являются совершенно лишнимъ трудомъ. Дѣлая вырѣзки изъ книги, таковая лишь становится негодной для дальнѣйшаго употребленія. Поэтому мы убѣдительно просимъ всѣхъ нашихъ уважаемыхъ кліентовъ не портить настоящую книгу какими бы то ни было вырѣзками».

Читать

***

Образцы шрифтов и украшений

1925 год

Типография им. Ф.Я. Лаврова была основана в 1922 году и находилась в ведении Московского коммунального хозяйства, что определяло её задачи: обслуживание городских нужд, выпуск официальной и массовой печатной продукции.

В сборнике «Образцы шрифтов и украшений», изданном типографией в 1925 году, представлены книжные, титульные и плакатные шрифты, а также декоративные элементы — буквицы, орнаменты, рамки, виньетки, спецсимволы и государственная символика СССР.

Читать

***

Художественные шрифты

1926 год

Формат книги «Художественные шрифты», изданной в 1926 году, можно описать известной сатирической инструкцией «Как нарисовать сову»: 1. Рисуем кружочки, 2. Рисуем остаток совы. Так и в книге — краткий курс каллиграфии заканчивается примерами работ, к которым нужно стремиться, а это шрифты художника Сергея Чехонина. Помимо характерных и узнаваемых работ Чехонина в книге представлены также типографские работы Евгения Белухи, известного дизайнера 1920-х годов.

Читать

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!