ПО МЕТОДУ

БРИГАДЫ

СМИРНОВОЙ

ЧЕТКО ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ТРАМВАЯ
Стахановки заточницы Н-ской фабрики Москвы М. А. Бирюкова и А. Ф. Кириллова систематически перевыполняют нормы и работают без брака. фото Вл. минкевича.
НА ЗАСЕДАНИИ ИСПОЛКОМА
МОССОВЕТА
Значение трамвая в жизни столицы исключительно велико. Особенно важно обеспечить его чет
кую и бесперебойную работу сей
час, в дни отечественной войны. Работникам трамвая поручено выполнение огромной важности оборонной задачи — отлично организовать перевозки трудящихся в месту работы.
Как же сейчас работает трамвай? Обсуждению этого вопроса было посвящено очередное заседание исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся, состоявшееся вчера под председательством тов. В. П. Пронина.
С докладом выстудил член горисполкома тов. Д. Д. Королев. Он при
вел много фактов, показывающих, как лучшие люди московского трам
вая — вагоновожатые, кондуктора, рабочие депо—перестраивают свою работу на военный лад, добиваются как можно лучшего обслуживания трудящихся столицы.
Однако работу трамвая нельзя еще признать удовлетворительной. Это, в частности, показала провер
ка, проведенная 31 августа и 1 сентября группой работников Моссовета и райсоветов.
Основным недостатком в работе трамвая является несоблюдение графика движения поездов. Очень часто трамваи отправляются в рейс неравномерно, с большим опозданием. Со станции Измайлово, на
пример, поезд № 93 отправился с опозданием почти на час, а поезд № 394 — на 40 минут.
Наиболее неблагополучно с выполнением графика движения, поез
дов в Бауманском, Апаковском и Артамоновском трамвайных депо.
Создавшееся положение в значительной степени является резуль
татом отсутствия систематического контроля со стороны Мострамвайтреста (управляющий тов. Химаков) и Управления трамвайнотроллейбусного транспорта (начальник тов. Юдин).
Исполком Моссовета наметил конкретные мероприятия для быстрей
шего улучшения работы трамвая. Тт. Юдину и Химакову предложено в двухдневный срок разработать
четкий график движения поездов и обеспечить повседневный контроль за его выполнением.
Особое внимание будет обращено на организацию движения трамвая в утренние часы, когда трудящиеся столицы спешат к своим рабо
чим местам, чтобы самоотверженным стахановским трудом крепить оборонную мощь нашей родины.
Бесперебойная работа трамвая во многом зависит от умелой и опера
тивной организации ремонта путей и подвижного состава. Исполком Моссовета предложил производить эти работы ночью.
Исполком также решил организовать доставку бригад к находящимся на линиях поездам на автобусах.
Для удобства населения исполком Моссовета установил, что последний поезд с конечной останов
ки должен отправляться в 12 часов ночи.

ВОДИТЕЛИ

ШОФЕРЫ-ЛУНИНЦЫ
Когда шофер-стотысячник Миронов уходил на фронт, он оставил наказ своим друзьям из автобусного парка — беречь его машину.
Автобус № 386, с которым так умело обращался Миронов, был пе
редан молодому шоферу. Водитель боевой машины Миронов принимал участие в сражениях с германскими
фашистами и недавно побывал в Москве. Он зашел в свой автобусный парк, чтобы повидаться с то
варищами и узнать, как работает его автобус.
Директор парка рассказал Миронову, что молодежь, заменившая ушедших на фронт старых шоферов, хорошо справляется с работой. Автобус № 386 курсирует без аварий.
Многих водителей послал на фронт автобусный парк. Опытные шоферы, прославившиеся искусством
покрывать сотни тысяч километров без ремонта и экономить горючее, отважно выполняют боевые задания. Твердая рука и верный глаз не изменяют шоферу московского авто
буса на поле боя во время грозных схваток с врагом. А здесь, в тылу, новые водители, севшие за руль, стремятся продолжить замечательные традиции стотысячников.
Серафим Камков, один из немногих оставшихся в парке старых шоферов, создал новую бригаду. В нее вошли трое молодых водителей. По 20 часов в сутки сидят они за рулем своих машин.
Хоров, Русаков и Шорин — ученики и члены бригады Камкова —
честью выполняют взятые обязательства. Прислушиваясь к каж
дому совету своего бригадира, они методично и спокойно увеличивают счет километров, пройденных авто
бусами. Раз в три дня Камков сам садится за руль каждой из трех машин, чтобы повести ее по знакомому шоссе.
Один из автобувов бригады уже прошел 220 тысяч километров не только без ремонта, но и без смены поршневых колец. Это — ред
кий случай в парке. Так умеют ез
дить только опытные водители, с любовью относящиеся к своей про
фессии и отдающие труду всю свою энергию.
Еще одна особенность отличает бригаду стотысячника Серафима Камкова. Лунинцы сами справляются с планово-предупредительным ре
монтом, который должна пройти каждая машина после восьми с половиной тысяч километров пробега.
Водитель Кананыкин, пожалуй, не уступает опытом и знаниями Камкову. Оба они одинаково бережно обращаются с ценными машинами, оба мастерски экономят горючее. Но Камков одним из первых в

Письмо товарищу

на фронт

В повестке дня комсомольского собрания—необычный вопрос: письмо с фронта комсомольца Андрия
нова. Все присутствующие хорошо помнят молодого, расторопного чи
стильщика . аппаратов, участника боев с белофиннами, борющегося сейчас на фронте с фашистами.
«Мы, комсомольцы, — пишет он, — все силы отдаем для полного разгрома врага. Я заверяю коллектив фабрики, что с честью выполню свой долг перед родиной».
В заключение тов. Андриянов призвал всю молодежь предприятия действовать в тылу, как на фрон
те. Тут же, на собрании, решили написать ответ.
Комсомольцы написали своему товарищу о небывалом трудовом под’еме комсомольцев и всей моло
дежи столицы, работающих на фабриках, заводах, в учреждениях.
«В воскреснике, организованном по инициативе комсомольцев на нашей фабрике, — сообщают комсо
мольцы, — приняли участие 300 человек. Заработанные деньги пе
реданы в фонд обороны. Сейчас молодежь готовится ко второму воскреснику. Молодежь столицы упорно овладевав* военным искусством
Боритесь храбро, мужественно, геройски. Оправдайте доверие великого советского народа».
Так заканчивается письмо комсо мольцев московской Н-ско й фабри
ки тов. Андриянову и его боевым товарищам.
парке стал лунинцем. Сейчас его опыт перенимают Кананыкин и многие другие шоферы парка.
Еще не так давно ремонт автобусов производили под руководством опытного бригадира 40 рабо
чих. Большинство из них ушло в действующую армию. Бригадир ра
ботает сейчас с небольшой группой учеников ремесленного училища. И огромную помощь оказывают ему водители-лунинцы.
Если вы спросите кого-нибудь из руководителей парка, на сколько процентов выполняет свою норму старый бригадир, вам в ответ лишь улыбнутся. Трудно говорить о нормах и процентах, когда один чело
век, не жалеющий своих сил и не считающий рабочих часов, заменяет большую группу ремонтных рабо
чих. О Ромашеве говорят, что он работает столько, сколько нужно. Работает, как всегда, отлично, без малейшего промаха.
Водители, инженеры, рабочие автобусного парка работают в дни великой отечественной войны с особым чувством ответственности перед родиной. Работают с подлинным трудовым под’емом.
М. Макаров.
МОТОРИСТКИ- ДВУХСОТНИЦЫ
Самоотверженными трудовыми подвигами на благо родины насыщена производственная жизнь коллектива московской Н-ской фабрики
Недавно в цехах фабрики распространилась весть о производствен
ной победе небольшого коллектива работниц. Бригада мастера Смир
новой сократила так называемую десятую операцию.
Этот ничего не говорящий для непосвященного человека факт имеет большое значение.
Как это произошло?
В бригаде обычно работали четыре мотористки. Однажды по бо
лезни одна не вышла на работу.
Это грозило срывом ставшего для бригады обычным выполнения нормы на 200 проц.
Посоветовавшись, двухсотницы решили втроем заменить подругу. Пе
рестроив работу, они сократили десятую операцию и достигли желаемого результата
Примеру передовиков последовали другие работницы.
Новый метод переняли бригады Калачевой, Перепоновой и Коноваловой. Ценный почин бригады Смир
новой сейчас широко внедряется и в других бригадах.
Сокращение операции № 10 уже принесло свои положительные результаты. В каждой бригаде освободились работницы, которые сейчас перешли на другие участки, повысилась производительность.
На фабрике выросли новые квалифицированные мастера.
Мотористка комсомолка Максимова вместе с другими работницами быстро освоила новый процесс про
изводства. Но установленная норма казалась ей недостаточной. Она стала упорно искать путей для совершенствования процесса. Максимова задалась целью сократить количество остановок машины. И мо
лодая работница добилась успехов. Рационально иепользовав машину, Максимова удвоила выпуск продукций.
Сейчас Максимова назначена инструктором стахановских методов труда. Ее метод широко применяется на фабрике.
Три профессии совмещает работница 1-го цеха комсомолка Хрено
ва. Работая счетоводом в закройном цехе, она в первые дни отечественной войны успешно овладела профессией закройщика, а через некоторое время взяла на себя обязанности и кладовщика..
В цехах Н-ской фабрики рождаются все новые и новые методы социалистического труда.
Е. Васильев. Фото М. РЫЖАКА (ТАСС).
Зоркие часовые — московские милиционеры готовы к противохимической обороне. Комсомолец-милиционер Д. В. Павликов — инструктор ПВХО. Он систематически работает в противогазе.
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА

ПЛАВКИ МАМЫКИНА

Огромный кран медленно плывет над цехом. Чуть покачиваясь, ковш приближайся к конвертеру. Широкое устье печи принимает раска
ленный металл. Мощной струей льется он в конвертер, разбрасывая снопы ярких брызг.
Коренастый человек в промасленной спецовке и брезентовых рука
вицах наблюдает за плавкой. Медь должна быть только высокого каче
ства — таково правило в бригаде Ивана Мамыкина, и поэтому бригадир так внимательно следит за каждой деталью этого большого производства.
И сейчас, не отрывая глаз от конвертеров, он рассказывает:
— Сравнишь нас с теми, которые работают на станках, й кажется на первый взгляд, будто мы ничего и не делаем. Загрузили печь и ходим, поглядываем. А на самом деле не так. В работе нашей каждую мелочь надо замечать. Вот ви
дите, внизу, в котловане, рабочий копошится. Это Павлов, из моей
бригады фурмы подвертывает — подметил, что ослабли, значит, будет сжатый воздух даром выходить. А его надо экономить.
Или взять, к примеру, горловину конвертера: не прочистишь ее во
время, — будет металл утекать. Ковш тоже после двух—трех пла
вок надо выбить, просушить. А
вот Владимир Степанович Распопов формы готовит. Заранее подготовишь формы для разливки металла
— время сбережешь. Мы строго по плану в бригаде действуем. Задание получим, и маленькое производственное совещание устроим. Обсудим, распределим, что кому делать, чтоб задание получше выпол
нить, а уж потом приступаем к работе.
Уверенно, методично и спокойно ведет плавку Иван Мамыкин. Ни одной минуты не стоят конвертеры без дела. Пока один на продувке, другой загружается. Отсюда черновая медь, или блистер, как ее
здесь называют, поступает в анод
ные печи, где производится ее дальнейшее рафинирование. Большое значение имеет недопустнть
массу металла до застывания, так как тогда много времени и горючего придется потратить на то, чтобы снова расплавить ее. Бригада тов. Мамыкина, работая опера
тивно и умело, достигает того, что ковш, загружающий конвертер, раз
гружает из него готовую плавку прямо в анодную печь. Максималь
но используются при этом краны, работа которых обычно являлась «узким местом» в цехе...
...Плавка приближается к концу. Бригадир пробует медь «на излом», смотрит цвет. Готово. И кран несет полный ковш с одного конца цеха в другой.
В дни отечественной войны бригадир Мамыкин работает особенно четко и внимательно. Вся его бригада знает, что стране нужно как можно больше высококачественного цветного металла. И, выдавая плавки из конвертера, брига
да Мамыкина гордится тем, что на своем небольшом участке она вы
полняет часть большого и срочного заказа родины.
Г. Орлова.
В действующей Красной Армии. Экипаж танка Н-ской части, героически сражающийся с врагами родины. Слева направо — командир машины В. В. Озеров, механик-водитель Н. К. Ядрышник ов и башенный стре
лок И. В. Воробьев.
ГЕРОИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

ТАНКИСТЫ

Враг сконцентрировал на этом участке фронта значительные силы. Авиация, танки, мотопехота, артиллерия — все было брошено на за
хват полуразрушенного города. Стрелковые подразделения Красной Армии мужественно сдерживали натиск фашистов, пока не был получен приказ отойти на новые огневые позиции.
Часть города была захвачена противником. Стремясь переправиться через реку, фашисты активизирова
ли свое наступление. Вот тогда-то танковому подразделению под командованием капитана Адильбекова был вручен приказ сдержать наступление врага.
С утра фашисты открыли ураганный огонь по шоссе и лесу, расположенному в нескольких километ
рах южнее городка, чтобы сорвать продвижение наших резервов. Фашистское командование, видимо,
было уверено, что танковые под
разделения не пойдут через этот огневой шквал. Но враг просчитал
ся. Еще ночью танки пришли на исходные рубежи и замаскировались.
На командный пункт вызвали командиров танков тт. Жданова, Головешко и Дунаева. Приказ был четок и ясен. Пройти к окраине горо
да и, замаскировавшись, вести наблюдение. При встрече с противником вступить с «им в бой.
Три отважных танковых экипажа отправились выполнять приказ. На другой день они столкнулись с
численно превосходящим противником.
Яркий солнечный день. Густой тяжелый дым от пожарищ темным слоем висит над городом. В голубом небосводе черными тенями про
носятся фашистские самолеты. Из города доносятся пулеметные очереди, глухие выстрелы орудий.
Танки замаскировались в низине у забора, примыкающего к шоссе.
Солнце в зените. Горячие лучи высасывают последнюю влагу нз су
хой, потрескавшейся земли. Броня танков накалилась. Тяжело дышать.
Из-за угла на улицу выехали 9 танков противника. Они тихо идут. Башенные люки открыты. Оттуда видны командиры машин. Танки. прибавляя газ, выезжают на шоссе.
Башенный стрелок Баканин первый заметил немецкие танки. Сквозь пыль, поднятую ими, он разглядел красную полосу, опоясываю
щую бронекузов танка, и черную свастику. Молниеносно зарядив ору
дие, Баканин выстрелил в ведущий немецкий танк. Фашисты открыли беспорядочный огонь.
— Вперед! — скомандовал Дунаев.
Боевая машина т. Дунаева вылетела на шоссе и открыла огонь по танкам противника. Фашистские танки стали разворачиваться и невольно поставили себя под удар советских танков. Жданов и Головешко вслед за * Дунаевым также от
крыли огонь по вражеским тан
кам. Жданов расстрелял два танка, два танка подбил Головешко. Четыре фашистских танка были при
кованы к шоссе и загородили путь остальным.
Машина тов. Дунаева мчалась со страшной быстротой, стреляя на ходу, но пыль, поднятая фашистскими танками, заслоняла цель.
В стремлении не упустить врага, а во что бы то ни стало уничто жить его, Дунаев, рискуя жизнью,
открыл люк и, высунувшись из танка, корректировал огонь. Едва он различал в ныли силуэт движущегося танка, как раздавалась его чет
кая команда, и сразу же следовал выстрел.
Три машины подбил Дунаев. Впереди удирали два танка. Дунаев преследовал их, не замечая, что он далеко ушел вперед.
Танки тт. Головешко и Жданова шли на помощь Дунаеву.
Пехотные стрелковые соединения вышли из ржи и под прикрытием огня танков пошли в атаку. На правом фланге показалась новая ко
лонна танков противника, а с ле
вого фланга — два фашистских броневика. Жданов и Головешко, не считаясь с количеством танков про
тивника, пошли на них в атаку, а Дунаев открыл огонь по броневикам.
С третьего выстрела один броневик б у л подбит. Другой продолжал вести ожесточенный огонь. Еще не
сколько метких выстрелов по вто
рому фашистскому броневику дает Дунаев, и броневик загорелся; но танки противника, рассредоточившись, ведут яростпый огонь по танкам Жданова, Головешко и Дунаева.
На помощь трем отважным экипажам приходят новые советские танки, и впереди всех — боевая машина политрука Позднякова.
Разгорается жестокий бой. СтрелклНые соединения, идущие за танками, вступают в бой с пехотой фашистов. У экипажа Дунаева вы
шел весь комплект боеприпасов. У танка разбита лобовая часть, пробито днище, выведено из строя отделение трансмиссий. Механик-во
дитель Журавель ранен. Его сменяет водитель Черепанов.
Дунаев забирает в машину ране ного подполковника и выходит из боя. Герой-водитель Черепанов, искусно маневрируя под артиллерий
скнм обстрелом, отводит изуродованный танк до командного пункта.
В ожесточенном бою загорелась машина Жданова. Снаряд попал в бензобак. Жданов приказывает подорвать пушку, снимает пулемет,
выводит весь экипаж из танка и присоединяется к атакующей фашистов пехоте.
Головешко все еще ведет бой на своей грозной машине... Вдруг машина застыла... Кончилось горючее... Бесстрашный лейтенант вы
ходит из танка с бидоном и под яростным огнем фашистов отсасы
вает из подбитых машин бензин для своей машины. Но в послед
нюю минуту, когда машина была заправлена, около нее разрывает
ся снаряд. Головешко получает три ранения, но он не -замечает нх, в стремительном порыве садится за рулевое управление на место уби
того водителя, чтобы снова вести танк в бой. Горячая кровь льется из ран, но Головешко забывает о боли. Он ведет машину в бой.
Новый удар разорвавшегося снаряда, и танк остановился. Он не может больше итти вперед, несмот
ря на страстное желание своего командира.
Головешко снимает уцелевший экипаж танка, уничтожает маши
ну, чтобы она не досталась врагу. Раненый лейтенант только теперь почувствовал головокружение и слабость. Однако с револьвером в руке он бежит вместе с пехотинцами в штыковую атаку На врага.
Его мозг, сердце наполнены неугасимой ненавистью к врагу. Бить врага беспощадно, до последней капли крови, сражаться за родину — неудержимое стремление героя.
Только категорическое приказание командира полка заставляет лейтенанта Головешко выйти из атаки...
Бой кончился поздно. Фашистские части потерпели поражение. Их движение на этом участке фронта было остановлено.
Л. ИЕРИХОНОВ. Действующая армия.

НАЧАЛЬНИК

ЦЕХА

Быстро и умело работают девушки, склонившись над станками. Каждое их движение точно. Их ловкость и проворство превосходны.
Работа спорится, и начальник цеха может быть доволен. Но почему же с таким заметным беспокойством вслушивается он в ход каждо
го станка? Ведь отличная работа цеха уже давно стала особенностью Н-ского комбината.
Сейчас здесь выполняются сложные заказы. Новая работа долго не удавалась. Пришлось подробно раз
бирать каждую производственную, операцию, помогать отстающим. И вот теперь, когда, казалось, дело наладилось, важно проследить, что
бы ритм не сорвался, чтобы вся продукция была высокого качества.
— Товарищ Горькова, — спрашивает начальник цеха, подходя к од
ной из самых молодых работниц,— как у вас?
— Вчера станок наладили. Сегодпя работа пошла. Вот посмотрите...
Четыре года назад пришла сюда Прасковья Горькова, двадцатилет
няя комсомолка, слывшая одной из лучших учениц школы ФЗУ. Она стала примерной стахановкой и комсоргом цеха. Как передовой про
изводственнице ей поручили наиболее трудную, первосортную рабо
ту. И, хорошо справляясь с ней, Горькова повела за собой других.
Когда Горьковой предложили освоить новый, сложный ассортимент, она первой стала работать на двух станках. Неделю назад перешла на три станка
В цехе много девушек, которые по примеру Горьковой успешно ов
ладели новым производством и так же, как она, закончив теоретический курс на помощника мастера, практически овладевают сейчас этой профессией.
— Скоро сбудется горячее желание девушек, — говорит начальник цеха. — Скоро мы переведем их на новую, некогда считавшуюся мужской, должность...
Начальник цеха так же молода, как и работающие здесь ткачихи, хотя одиннадцать лет провела в стенах комбината» Тут она прошла большой путь — от ученицы до руководителя одного из важнейших цехов. Изучив весь процесс произ
водства на практике и в теории, — она кончила техникум, — Алек
сандра Степановна Багаева пользуется огромным уважением у кол
лектива. Умело расставив силы и организовав труд, она упорно добивается выполнения специального заказа,- в то же время всячески по
могает работницам повысить свою квалификацию. Цех работает пол
ным ходом, работает ровно, без рывков.
И к концу каждого дня учетчицы, подсчитывая производительность^ сообщают дирекции:
— Цех, где начальником Багаева, дал сегодня больше ста процентов плана.
М. Перов.

МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ

СЕРГИЕНКО

Внизу извивы берегов. Вода зеленого оттенка. В туманном небе. Трех врагов
Заметил летчик Сергиенко.
Все ближе их моторов гул; Они хотят
Догнать пилота,
Но Сергиенко повернул И в хвост врагу Зашел с разлета.
Ему уже не в первый раз Крошить врага
Над синей бездной.. Пилоту нужен Меткий глаз
И больше твердости железной. И Сергиенко не сплошал, Не дрогнул сердцем. Не промазал.
Зато стервятник задрожал И вниз на землю Рухмул разом.
В бою нам дорог Каждый миг. Герой-пилот,
Не зная страха,
Второго хищника настиг, Но нет патронов. Он с размаха
Таранит лютого врага
Одним стремительным ударом.. Внизу морские берега. Эсминцы там
Стоят под паром. С восторгом
Наши моряки
Глядят на мужество пилота. Стервятник, делая кругк,
Упал в прибрежное болото. Он, словно коршун, Рухнул вниз,
Сверкнув крылом В белесом свете.
Скорей за облачный карниз Ушел в туман
Стервятник третий. Его б догнать
И смять в комок,
С небесной бросить вниз верши
ны, Но .выравнять свою машину Г ерой-пилот
Уже не мог.
Она нырнула грудью вниз
И перешла на штопор круто. Еще момент.. Пилот повис
На тонких стропах парашюта. Внизу морские берега.
Вода зеленого оттенка. И видят наши: В стан врага
Относит ветром Сергиенко. Он приземлился, и к нему
Фашисты кинулись гурьбою, Но моряки
Готовы к бою,
Бегут на выручку ему. Треск перестрелки, Лязг штыков,
«У-рр-аа» грохочет, нарастая. В плен экипажу моряков Сдается вражеская стая.
И так всегда, И так везде,
Пусть будет зной,
Пусть будет вьюга...
На небе, суше и воде Мы рвемся в битву Друг за друга.
Борис Ковынев. ЧЕТЫРЕ ПРОФЕССИИ

П. М. ФОКИНА

На московском Н-ском заводе Пету Михайлович Фокин работает десять лет. Инициативный мастер проявляет большой интерес ко всем производственным процесс&м.
В свободное от основной работы время стахановец Петр Михайлович настойчиво овладевал многими профессиями. Сейчас он с успехом мо
жет выполнять работу дежурного у насоса, крановщика, электромонтера и слесаря.
Руководители завода знают, что в любую минуту Фокина можно по
ставить - на нужный участок. Его знания четырех профессий используются очень часто.
Сейчас Петр Михайлович работает слесарем, электромонтером и подменяет дежурных у насосов.
Лучшие разведчики-наблюдателя Н-ской зенитной батареи Ю. Г. Егоров и Б. Б. Аникеев на наб
людательной вышке.
Фото А. ИОСЕЛЕВИЧА (ТАСС).
ГЕРОИ ФРОНТА ТРУДА

Боевые

резервы

Отряды боевого резерва создав коллектив московского метрополитена.
Старые производственники вместе с молодежью активно изучают военное дело. Месяц учебы дал уже хо
рошие результаты. Отряды прошли курс строевой подготовки, противохимической защиты и основы рукопашного боя.
Особых успехов в военной подготовке добился коллектив одного из депо метрополитена. Еще до войны все работники являлись активным членами Осоавиахима, большинство из них имеет значки ворошиловского стрелка и ПВХО.
В дни войны оборонная работа в депо еще более оживилась. Организованы кружки по изучению пулемета, гранаты, винтовки, мотоцикла. Создан военнрй кабинет, в ко
тором бойцы и командиры всегда могут найти нужные пособия и получить консультацию.