и ко много чему от Юликова до Шаблавина и от Сокова до Макаревича- то понятно, какой на кухне стоял дым коромыслом. Сплошь акции и документации. Туда я и сунулся.
И для начала, естественно, получил по носу. Как же иначе- на этой нухне ведь собирались кто- избранные и посвященные, кому доступен FLASH ART- это реферирует и интегрирует, владеет тайнами, терминами, знает перформанс и хеппенинг запросто расподобит с хеппиэндом. Нет, ребята не против моих стихов- но какое же может иметь отношение к актуальнейшим и передовейшим открытиям современного (тогда) искусства такое мое занятие, скажем, как театр Островского? Всякому свое:Гройсу- актуальные проблемы современности, мне- рутина на прокорм, если и простительная ради моей практики, но не больше же. Писать сам- пиши, ладно, но не лезь судить об искусстве, которого ты и знать то не можешь. Откуда- ты разве читаешь FLASH ART? Нет. Не читаешь- все. И не лезь в начальство.
Вслух подробно Толя Жигалов этого всего не выговаривал, но когда он кинулся отбирать у меня какой-то из своих проектов, насчет которого я было позволил себе какие-то разговоры- самые благожелательные, но также и предложения- на лице у Толи написано было еще и не это.- Старик, слушай, старик- это не твое... Дай сюда... это не стихи, понимаешь...Старик, ну ты тут не в курсе... Ну и не надо тебе.
Не надо, так не надо. Но когда в следующий номер МАНИ, который делал уже Толя с Наташей, я предложил те же свои ненадобные впечатления на бумаге, да когда Толя увидел себя на этой бумаге расхваленным небывалым для Толи образом ( и по заслугам тогда расхваленным- я и сейчас вполне отвечаю за те впечатления и рассуждения и повторяю, что один Стул не для тебя- стул для всех делает коллективного автора Жигалов+Абалакова классиком)- Толя ахнул, позвонил мне и кинулся создавать все условия, чтоб я мог в этом номере архива, что называется, развернуться. И прозвучать с моими критико-теоретическими суждениями. И даже сам перепечатал то мое сочинение. Которое носило заглавие КОНЦЕПТ КАК АВАНГАРД АВАНГАРДА, от которого я и сейчас не собираюсь отказываться и которогокак, впрочем, и других моих материалов МАНИ ( кроме статей об Инфантэ- но тут спасибо только Инфантэ) с тех пор, к слову сназать, не видать и не слыхать нигде ни слуху, ни духу, ни упомина
10
ния. Вот так вот.
Я знаю Неведомого Бога: Сатана . Черт. И все знают имя неизвестного неведомого никому, совершенно небывалого доселе искусства:- черт те что. Шарлатанство. Прочее же- терминология для нашего удобства, дело чисто техническое, но терминология, вечно стерегущая момент, чтоб обернуться терминоложеством для собственных целей. Чтоб не она для нас, а мы для нее. Уж конечно, концептуализм на самом деле таким черт те каким искусством не был. Просто так привыкли.
Так привыкли вычитывать современное искусство откуда-нибудь, так привыкли, что прозевали момент, когда не вычитали, а сами нажили, совсем почти как все люди.
И продолжали то же занятие. То же вычитывание из флешартов. Головы вычитывали, а руки делали. В общем-то, то же делали, что делали мы лет за 15-20, когда флешартов и в помине не былотак что знал я термины, не знал я терминов, но в самих делах, какими был занят Толя, я должен был разбираться не хуже Толи.
Поскольку разбирался задолго до Толи. К слову, как и видеть, имея этот опыт, что опыт на самом деле един- что для Толи, что для Севы, что, скажем, для Бори. В виду здесь имея не Гройса, а Бориса Голубицкого, автора блестящих периферийных постановок по Островскому.
Понятно, что применительно к искусству без материала и осязаемого произведения, искусству ситуации, руки будут буквально руки, как у скульптора или пианиста, а навык, опыт, практика, интуиция, та часть сознания, которая шире осознавания. А в общем то же, что руки в том смысле, какой имеют ввиду, говоря, что в искусстве голова учится у руки. И если голова у того же Толи в накой-то момент могла тут и поотстать, не беда: Толя думал, что учится у FLASH ARTa. На деле, к счастью, Толю учили- и успешно учили- первым делом другие вещи. FLASH ART же может и не помешать. Но может и помешать. Может, вся беда Бори или Иоси в том, что в отличие от Толи не было у них той практики, опыта, тех рук, у которых голове бы поучиться- так что головы так с тем и остались. Не исключено, что беда эта не только Бори и Иоси . Словом, нет искусства вне опыта искусства по определению: искусство значит умение. Умение искусно сделать- что? Да все то же- в общем-то, в конечном счете- а иначе просто уходит ориентировка, занятие теряет смысл, а слово- значение. Понятно,