ПРЕДИСЛОВИЕ 
Пояснительные слова к любому изданию - вещь привычная и вполне законная. В данном случае вступление одновременно излишне и необходимо. Избыточно потому, что читатель сразу обнаружизает себя в плотной среде комментариев, пояснений, уточнений к текстам, которые вне этой постоянно создаваемой среды уже как бы не существуот. И, может быть, именно потому, к ярусам, пластам текстов, вросших друг в друга, не лишним окажется краткий путеводитель, в помощь читатело прояснение внешних и внутренних структур книги.
В основе три больших блока. Сначала литературоведческие статьи Анны Ивановны Журавлевой, профессора МГУ публиковавшиеся ранее в сборниках, известных в кругу специалистов-филологов, но до сих пор не вышедшие самостоятельным изданием, - работы о Лушкине и Островском, Островском и Салтыкове-Щедрине, Тютчеве, о проблемах пушкинского канона и литературном герое, о литературоцентризме срывах в учительство, злополучиях и заблуждениях литературы, ключевых для русского культурного сознания XIX века. Затем - статьи о театре и литературе, написанные совместно А.И.Журавлевой и В.Н.Некрасовым, поэтом н критиком. И, наконец, раздел третий, требующий подробного комментария, - статьи об искусстве, письма, стихи В.Н.Некрасова.
Такой подбор материала продиктован несколькими причинами. Вопервых, тридцатилетнее соавторство в разной мере и форме когда нарабатывается общий опыт, отношение, общие мысли, а уже других, кажется, почти не бывает Отсюда общность концепций, рабочих установок, принципов и исследовательской позиции: живой факт искусства, непосредственная практика художника самый главный аргумент, отправная точка и мера любого суждения, литературоведческого, критического анализа. Конечно, читатель, в равной степени подготовленный или неискушенный, заглянув в книгу, отметит ее широкий хронологический и тематический диапазон, разнообразие персоналий, персонажей, жанров. От Аполлона Григорьева до Гройса, от поэтов 1820-60-х годов до Блока, Ахматовой, Гумилева, Хармса, Маяковского, Мандельштама, Бродского, Кушнера, Окуджавы к поэтическим школам и художественным течениям 1950-1990X.
Здесь скрупулезный филологический анализ, точное досье и научномонографический портрет уравновешивают и интонационно корректируют жесткую полемику, резкий диалог с оппонентами, открытую дискуссию. Живые свидетельства, самое непосредственное участие и причастность событиям, может быть, внутренне приближают все, собранное в книге, к форме репортажа (А.И.Журавлева, В.Н.Некрасов. Григорьев и русская литература), описанию схватки идей в культуре XIX-XX веков, напрямую адресованному сегодняшнему читателю, за одно только последнее десяти
3...