А.Журавлева 
СТИХОТВОРЕНИЕ ТЮТЧЕВА SILENTIUM!
(К проблеме Тютчев и Пушкин )
Неучастие Тютчева в литературной жизни, его последовательное, до самой смерти продолжавшееся стремление быть как бы не писателем не литератором давно не дает покоя всем, кто размышляет о движении русской литературы в XIX веке. И все объяснения – психологические, бытовые, не говоря уже о мистических, оставляют чувство неудовлетворенности и загадку творческого поведения Тютчева не разрешают. Складывается уверенность, что это не отношение к современникам, к людям, к романтически интерпретированной толпе , к социальному аспекту проблемы (быть профессиональным литератором или человеком, материально от музы не зависящим), а отношение именно к самой литературе как виду человеческой деятельности, к ее положению в обществе как к общественной проблеме.
С другой стороны, если вдуматься – так ли уникален Тютчев в этом непростом отношении к писательству?
В конце 40-х годов русское общество становится свидетелем трагического конфликта Гоголя с литературой. Великий художник стремится стать Учителем, Пророком, отбросив свое творчество и отрекшись от лучших своих созданий. Пройдет несколько десятилетий, и Лев Толстой провозгласит необходимость отказаться от художественного творчества и объявит литературу ложью, чуть ли не барской прихотью. Это случай крайний, декларации и поступки экстремистские. Но и у других русских писателей нетнет, да и мелькнет эта же неудовлетворениость.
Интересно рассмотреть позицию Тютчева именно в ряду писательских бунтов против литературы, которые время от времени у нас происходили. Только для Тютчева это ие взрыв, не внезапный и резкий конфликт, а ста
1 См. Г.Красухин. Великий спор (Пушкин и Тютчев). Вопросы литературы , 1972, N 11. Здесь сделана плодотворная попытка вернуть спор, начатый Ю.Н.Тыняновым, из сферы биографических догадок к сопоставительному анализу поэтических систем Пушкина и Тютчева. Автор статьи справедливо пишет о невольном, непрямом, но очевиднейшем споре Тютчева с Пликиным. Но вряд ли можно согласиться с утверждением Г.Красухина, что Silentium! Тютчева прямое следствие его примирения с духовно растленной современностью с другой стороны, позиция Пушкина выглядит в статье, пожалуй, несколько модернизированно-бескомпромиссной.
2 См. А.И. Журавлева. Островский и Пушкин. В сб... Проблемы пушкиноведения Л., 1975.
8...