МАСТЕРСКАЯ № 11

руководитель

Архитектор М. В. КРЮКОВ

принципы Архитектурного творчества

Архитектурная мастерская № 11 Моссовета объединяет свой коллектив на следующих основных творческих позициях:
1. Целесоответствие является первым и основным требованием, которое должно быть предъявлено к сооружению. Каждое здание должно быть спроектировано так, чтобы оно соответствовало своему назначению и наиболее совершенно обслуживало потребности че
ловека и те процессы, которые будут в здании происходить. Функциональное содержание здания должно отразиться как в общем архитектурном решении здания, так и в его отделке и оборудовании.
2. Характер архитектуры, независимо от стиля, должен выражать специфику сооружения, которая найдет свое отражение во внешнем и во внутреннем оформлении здания:
школа не должна быть похожа на баню, жилой дом — на клуб, решение театра оперы или драмы должно быть отличным от театра варьете и т. д.
В соответствии с общим характером здания должна проводиться и разработка всех его форм и деталей. Путь этой разработки преимущественно органический (пропорциональное соотношение и членение масс, плоскостей, проемов и пр.), а не украшательский.
3. Органическая целостность композиции и правдивость ее должны быть положены в основу каждой нашей работы. Ложь в композиции является ее основным пороком. Это относится как к общему, так и к мельчайшим деталям отделки здания. Так, например, если высота колонны в 20 раз больше ее диаметра, то это значит, что колонна эта не ка
менная, не кирпичная, а железобетонная, и антихудожественной фальшью было бы членение ее по высоте на отдельные камни. Здание должно быть структурным; все его формы должны быть логически обоснованы материалом и конструкцией; не должно быть форм, вызывающих недоумение относительно их структурной природы, форм бутафорских (например, карниз из очень тонкой выносной плиты в сочетании с громадным венчающим гуськом).
Поэтому мы против всякого формализма, как реставрирующего старые стили, так и изобретающего «новые» формы во что бы то ни стало; как против украшенческого (в том числе и эклектики), так и против упрощенческого его проявления.