Рис. 5.

Руководство по гриму

Первый урок.

Прежде чем приниматься за гримировку, нужно хорошенько выяснить, что такое грим, для чего он нужен, от каких условий он зависит и каково его
значение для спектакля. Только тогда, когда каждый драмкружковец толково и ясно ответит себе на эти вопросы, он сможет приступить к самому гриму. Попробуем в этих вопросах разобраться.
Гримом принято называть изменение человеческого лица (для тех или иных
целей) путем наложения на него красок, наклейки усов и бород и т. п. Грим был известен людям очень давно. 3000 лет назад не только жрецы и фараоны в древ
нем Египте украшали себе красками лицо, появляясь перед народом, но даже и мертвецов своих раскрашивали прежде, чем опустить их в могилу. А в Африке и Австралии вожди диких племен и те
перь еще раскрашивают себе лица, чтобы устрашать врагов на войне или придавать себе важный вид во время гражданских празднеств.
Подкраска лица необходима для того, чтобы сделать его четким и ярким на
расстоянии. Изменение лица нужно и для того, чтобы сделать лицо исполнителя подходящим к роли.
Часто случается, что молодой человек играет роль старика — тут уже без
грима никак не обойдешься, так как только гримировкой можно «состаритьлицо, провалить молодые, пухлые щеки, потушить яркость губ, сделать глаза «усталыми», подчеркнуть морщины, — словом, заставить зрителя поверить в старческий возраст действующего лица.
Для того, чтобы грим производил нужное впечатление, необходимо обра
тить серьезное внимание на три условия: на освещение сцены, расстояние, от
деляющее сцену от зрителя, и на мимику актера.
От освещения зависит очень многое. Прежде всего надо запомнить самое глав
ное: гримироваться необходимо при том самом способе освещения, которым освещена сцена, то-есть если сцена осве
щена керосином — и гримироваться нужно при керосине, а если сцена освещена электричеством, то и гримироваться