надо при электричестве. Иначе нельзя ручаться ни за одну краску, наклады
ваемую на лицо, — электричество дает один оттенок, керосин — другой. А когда летом иной раз приходится выступать днем, при ярком солнце, то надо грими
роваться очень осторожно, — солнечный свет дает совершенно неожиданные оттенки н нужно несколько красок перепробовать, чтобы найти подходящую.
Чем сильнее освещение, чем светлее на сцене, тем мягче, тоньше, нежнее
должен быть грим, тем меньше красок должно быть наложено, так как на ярко освещенной сцене сильно и резко нагримированное лицо будет казаться неестественным.
Если же освещение на сцене тусклое, то гримироваться нужно сильнее и ярче,
а то зрителю будет трудно разглядеть выражение глаз и мимику исполнителя. Пространство также играет очень важную роль при гримировке.
Если зрительный зал большой и зрители изда
лека смотрят на сцену, — гримироваться нужно силь
нее, если зал маленький и зрители сидят близко — гримироваться нужно слабее. Это само собой понятно, так как грим ну
жен, главным образом, для того, чтобы зритель, смотрящий спектакль издалека, мог хорошо рас
смотреть выражение глаз и мимику исполнителя, так как все это поможет игре актера и через нее,— пониманию пьесы.
Две с половиной тысячи лет назад древние греки, очень любившие театр, строили у себя громадные открытые театральные здания, рассчитанные на десятки тысяч зрителей. Расстояние между сценой и зрителями было так велико, что актерам при
ходилось играть в масках, с особыми при
способлениями около рта, усиливавшими звук — без этого зрители не разглядели бы актера и не расслышали бы его голоса.
Современный актер уже не надевает маски, эту маску ему заменяет грим.
Простым условием, необходимым для хорошего грима, является мимика исполнителя.
Мимикой обычно называется последовательная смена выражений лица, зависящая от переживаемых человеком
настроений, ощущений и
чувств. Выражение человеческого лица всегда за
висит оттого, что человек в данную минуту чувствует, а у актера это выра
жение должно быть ярким и даже слегка подчеркну
тым, чтобы оно помогло зрителю хорошенько по
нять исполняемую перед ним роль.
Для определения ос
Рис. I.
Рис. 2.
Рис. 3Рис. 4.