ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Основная цель издания сборника «Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века» — обобщить и систематизировать сказочные материалы, записанные и ча
стично опубликованные между 1800—1850 годами, т. е. в период, непосредственно предшествующий созданию классиче
ского сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки(1855—1863 годы).
Стремясь к полноте выявления сказочных текстов, составитель обследовал многочисленные издания того времени (ли
тературные и фольклорные сборники, журналы, альманахи, труды различных обществ и т. д.), а также издания поздней
ших лет, главным образом специального назначения («Известия Русского географического общества», «Этнографическое обозрение» и др.). Решению этой задачи были подчинены и разыскания в крупнейших государственных архивохранилищах Москвы и Ленинграда.
В результате проведенной работы в сборник были включены почти все выявленные тексты сказок; за пределами его остались произведения или явно фальсифицированные (напри
мер, сказки сборника И. П. Сахарова), или те, которые хотя и именуются сказками, но по существу никакого отношения к ним не имеют.1
Использование Афанасьевского собрания носило весьма ограниченный характер. В основном оно касалось лишь ска
зок, перепечатанных в примечаниях у Афанасьева из других изданий. Несомненно, что подобным сказкам собиратель при
давал второстепенное и подсобное значение, ориентируясь главным образом на записи, выполненные по программе Русского географического общества.
Настоящая книга состоит из трех отделов. В первый отдел входят сказки, впервые появившиеся в 20-х годах XIX века
1 В первой половине XIX века сказками нередко называли произве
дения художественной литературы, например, повести и романы.