ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Говоря об искусстве, многие находят, что оно представляет что-то недостижимое для обыкновенных людей. Этот взгляд под
держивался довольно продолжительное время даже и некоторыми художниками, которые считали работу в области искусства чем-то выдающимся, а художника — каким-то посланником небес. Необходимо заметить, что эти взгляды неверны, и их вполне ясно опровергает современная художественно-педагогическая наука.
В самом деле, мы знаем, что в самые отдаленные времена человечество совершенно не умело рисовать или писать, и только современем первобытный человек, изобревши значки — иероглифы, понемногу начал этими иероглифами записывать выдающиеся события.
Так возникли письмена.
При дальнейшем развитии письма из него выделилось изобразительное искусство.
Подобную картину постепенного развития мы можем наблюдать, если будем присматриваться к ребенку. У ребенка, который также сначала не умеет не только рисовать, петь или играть на инструменте, но и говорить, лишь постепенно, как у первобытного чело
века, через бесчисленное количество упражнений появляется речь, потом он начинает читать, писать и рисовать.
О чем это свидетельствует. О том, что так называемые «таланты» не родятся готовыми. И в самом деле, если бы талантливому от рождения человеку не нужно было развивать свои способ
ности, не нужно было целого ряда систематических упражнений,
то будущий гений еще в детстве творил бы сразу замечательные вещи и мыслил, как взрослый.
Но этого как раз мы в жизни и не видим, а наблюдаем совсем противоположное. Возьмем для примера даже такого гения
слова, как Тарас Григорьевич Шевченко. Он лишь постепенно достиг исключительной художественности своих произведений.
Из всего этого можно заключить, что только систематическими упражнениями можно достигнуть развития больших способностей.