В школах даже самые неспособные ученики изучают не только чтение, но и письмо, благодаря чему привыкают правильно излагать свои мысли на бумаге.
Поскольку на преподавание письма обращено должное внимание и преподавание поставлено хорошо, то главным образом благодаря этому мы даже от детей-учеников не слышим: «Я не имею спо
собностей, у меня нет таланта, чтобы научиться писать и читать». Даже больше — подобные мысли никому никогда и в голову не приходят, а ведь обучающиеся могли бы смущаться, потому что даже простое письмо носит в себе зачатки писательской деятель
ности, и, значит, в данном случае можно было бы говорить: «Для чего мне обучаться письму: все равно с меня писателя не выйдет»... Но, повторяем, подобных заявлений нет.
Вот именно эта неуверенность в своих силах и в какой-либо успех от обучения возникает у многих при обучении рисованию.
Тут сразу неумеющий рисовать с самого начала заявляет, что у него нет способностей, что, сколько бы он ни обучался, ему все равно никогда не постигнуть тайны этого искусства.
Сам собою возникает вопрос: почему при разговоре об изобразительных искусствах разговор принимает подобную форму? Попробуем ответить.
Отчасти виновата в этом и школа, потому что в большинстве случаев она не умела правильно поставить самого обучения и не сумела ввести изобразительные искусства в число обязательных и главных предметов.
Но, кроме этого, виноват и сам ученик, обучающийся самостоятельно, потому что, не имея под руками правильного методи
ческого руководства, он, конечно, никогда самоучкой не сумеет пополнить своих технических пробелов. Именно последнее обсто
ятельство и способствует поддержанию взглядов, что обучение изобразительным искусствам есть какая-то непреодолимая задача.
Выяснив причины, которые порождают эти неверные взгляды, мы со своей стороны, проведя, но заданию Украинского Научно- Исследовательского Института Педагогики в Харькове, обследование постановки преподавания изобразительных искусств в школах Укра
ины, утверждаем, что рисованию, при верной постановке дела, могут научиться так же, как и письму, все дети и взрослые.
Кстати, это наше утверждение подтверждают также массовые опыты преподавания рисования и живописи в школах Запада и Америки.
Однако, повторяя, что рисованию может обучиться при желании каждый, мы, к сожалению, должны отметить, что на нашем книжном рынке совершенно нет учебника-пособия, которое давало бы вся
кому желающему общие указания о работе по рисованию, а также ряд систематических упражнений, при помощи которых можно было бы сравнительно легко усвоить элементарную технику рисования.