нечто общее, внутренне объединяющее всех участников Выставки. 
Можно встретить, порой, на её стэндах не вполне удавшуюся автору сырую, далёкую от завершения, работу, но нет здесь ни одной, буквально ни одной, равнодушной, холодной по существу, формальной по отношению художника к теме!
В этих залах нет незаинтересованных людей ни среди авторов, ни среди зрителей участников обороны Ленинграда.
Открыта Выставка работ современников художниковпатриотов, страстно рассказывающих о пережитом. Во всех работах звучит искреннее волнение. Души художников потрясены благородной тревогой за судьбы Родины, их творчество пронизано уверенностью в победе. Это не Выставка свидетелей-очевидцев событий, смотрящих на них глазами зрителей... Это Выставка участников войны, бойцов, ведущих огонь по врагу средствами искусства кистью и карандашом. Творения, показанные на Выставке, рождены патриотическим долгом, рождены сердцем художника.
Многие из фронтовых художников Ленинграда бойцы и командиры. Назовём для примера капитана Юрия Непринцева, командовавшего подразделением, или Виктора Морозова... Бойцы-художники участвовали в операциях своих частей, защищавших город Ленина.
Другие же следовали за нашими наступающими частями, жили в землянках, рисовали с натуры в окопах, делили все опасности и тяготы боевой и походной жизни.
Атмосфера фронта дала художникам необычайно много. Художники приобрели органическое знание Красной Армии — непосредственное, яркое, а не книжное из вторых рук, как это часто бывало прежде. У художников вырос запас богатых наблюдений, накопились факты, они запомнили множество волнующих встреч. Голос художников окреп, сами мастера выросли в грозе событий. Суровая
5