типичных представителей русского свободомысленного дворянства середины ХVIII века, — он возрос в среде, проникнутой „волтерианствомˮ, и сам с молодых ногтей пропитался этим миронастроением, которое сохранял до конца своей жизни. Питомец Шляхетного Кадетского Корпуса поры графа Ангальта, он был предан театральным и литературным интересам и сам впоследствии много писал (хотя ничего не печатал), а читал — еще больше. Отдав дань военной службе, он в 1794 году был уже полковником С. -Петербургского драгунского полка и состоял при президенте Военной Коллегии, своем родиче графе Н. И. Салтыкове. Судьба улыбалась ему: в это время он „попал в случайˮ у Екатерины II и был даже помещен во дворце, в комнатах фаворита Платона Зубова 1); но фавор его длился не долго, — со смертью Екатерины он был уволен Павлом I от службы 2), поселился в Смоленской губернии (вероятно, у вотчима своего, П. Б. Пассека), и лишь при Александре I звезда его вновь засияла: он был сделан камергером, зачислен в службу и вошел в интимный круг друзей молодого государя, с которым был близок еще в предыдущие годы мрачного Павловского царствования. Александр, по воцарении, предлагал ему, по словам Н. И. Греча, какое-то место; но Салтыков отказался от него, „объявив, что намерен жениться и жить в уединенииˮ. И действительно, вскоре он женился на неродовитой, но красивой молодой девушке — Елизавете Францовне Ришар, одной из дочерей швейцарской француженки Марии Христиановны Ришар, содержавшей известный тогда в Петербурге пансион для девиц 3), и хотя, по свидетельству того же Греча, брак этот был заключен „по страстиˮ, Салтыков жил с женою „не очень счастливоˮ. Он имел от нее сына Михаила (род. 1804) и дочь Софью (род. 1806); в 1814 году, 4-го ноября, Е. Ф. Салтыкова умерла в Казани, где муж ее был с 1812 по 1818 год попечителем Учебного Округа и Университета 4). Переселившись, по выходе в отставку, в Москву, Салтыков вскоре переехал в Петербург для воспитания дочери и жил здесь не у дел. К этому времени относится характеристика Салтыкова, данная Д. Н. Свербеевым в его Записках: „Замечательный умом и основательным образованием, не бывав никогда за границей, он превосходно владел французским языком, усвоил себе всех французских классиков, публицистов и философов, сам разделял мнения энциклопедистов и, приехав в первый раз в Париж, по книгам и по планам так уже знал все подробности этого города, что изумлял этим французов. Салтыков, одним словом, был типом знатного и просвещенного русского, образовавшегося на
1) „Русск. Арх. ˮ 1876 г., кн. III, стр. 385.
2) Павел сильно не благоволил к Салтыкову, — быть может, перенеся и на него нелюбовь свою к его вотчиму, Петру Богдановичу Пассеку, участнику убийства Петра III и пособнику Екатерины при восшествии ее на престол.
3) Другая дочь ее, Анна Францовна, была замужем за генералом А. А. Клейнмихелем и была матерью пресловутого графа П. А. Клейнмихеля.
4) О его службе здесь, любопытную переписку с проф. Броннером и портрет Салтыкова см. в труде Н. П. Загоскина: „История ими. Казанского Университетаˮ, т. I, Казань, 1902, по указ.