...Спуск аппарата Дебри, приспособленного для подводной съемки...


ПОДВОДНАЯ СЪЕМКА


Оператор Б. ЦЕЙТЛИН
В истории советской кинематографии и фото были несколько лет назад попытки произвести съемку под водой, но попытки эти не увенчались успехом.
Однородные попытки были проделаны в экспедиции подводных работ при водолазной школе; однако, и здесь положительных результатов не добились. Тем не менее начальник школы т. Шпакович и глав, врач т. Павловский не оставили это
го дела и в дальнейшем при производстве моих опытов оказывали мне полное содействие, изго
товляя в своих мастерских нужные мне чехлы и иллюминаторы.
В июле и августе с. г. в районе Севастополя работала научная экспедиция Академии искусств, возглавляемая проф. Гриневичем, по исследованию обнаруженного этим профессором на дне Черного моря остатков древнейшего города Херсонеса. При экспедиции этой работала и киногруппа Востоккино, возглавляемая мною.
Никакого опыта ни в фотографировании, ни тем более в кинематографировании под водой ни у меня, ни у других членов экспедиции не было, и начали мы эту сложную работу с азов.
Прежде всего я был обучен водолазному делу в школе ЭПРОНА, затем много раз спущен на дно, пока я не научился владеть собою под водой и ориентироваться на дне.
Уже после первых спусков можно было констатировать, что на глубине до 10 и видимость отличная (при хорошей погоде) и очень мало падает
с увеличением глубины. Так, например, когда я был на обломках английского парохода «Черный принц», лежащего на глубине 20 м, снимать можно было не только фото, но и киноаппаратом.
Как же мы решили проблему подводной съемки? Сначала мы должны были сделать аппарат водонепроницаемым.
В обыкновенный из хорошей резины мешок, соответствовавший размерам аппарата К и и а м о. был вделан иллюминатор. В чехол этот вставля
лась Кинамо и с открытого конца резина мешка
заворачивалась трубочкой и зажималась двумя железными пластинками.
Спущенный в этом чахле аппарат был так сильно сжат водой, что выходящие из аппарата оси не могли вращаться. Тогда поверх аппарата под резиной была надета деревянная прокладка с вырезами для осей, и аппарат отлично стал работать.
По такому же принципу был изготовлен большой металлический футляр для аппарата Дебри вместе с мотором. Этим аппаратом я и производил съемку под водой.
Вначале была взята установка на более чувствительную кинопленку, так как мы не сомневались в том, что недостаток света под водой и темносиняя окраска воды могут дать только сильнейшую недодержку.
В аппарат был поставлен объектив Ф 1,8 (Тахар, Ф-50 мм). Результаты съемки показали, что света на глубине 6 м слишком много, негатив ока
зался сильно передержанным и снятый предмет оказался не в фокусе.
Следующий опыт ушел на определение правильного фокусного расстояния. Тут пришлось столкнуться с интересным явлением.
Так как под водой я был лишен возможности наводить на фокус, то, установив фокусное рас
стояние до спуска под воду, например, на 3 и, я под водой- отходил от намеченного к съемке предмета на три метра и снимал. Но изображение получилось не в фокусе.
Тогда я специально опустился под воду для проверки фокусного расстояния. Для этой цели я прикрепил к шлему бичевку в 3 м длиной, подо
шел к объекту съемки, укрепил на нем конец бичевки и стал отходить назад до тех пор, пока би«евка не натянулась. Отошел я, стало быть, на
3 м и... я был поражен, увидев, что расстояние это на-глаз казалось ни в коем случае не свыше полутора метров. Стена от которой я отошел, на
ходилась от меня почти на расстоянии вытянутой руки. Усомнившись в правильности длины биче
вки, я протянул руку, «о, увы, стены не достал. Пришлось сделать шага два, пока я дотронулся до нее. Таким образом, я констатировал, что вода приближает предметы вдвое.
В дальнейшем я и учитывал при съемке отмеченное свойство воды. Если снимаемый предмет находился от меня на-глаз на расстоянии 2 м, то фокус устанавливался на 4 м. Результаты оказались хорошими — изображение получилось в фокусе.
Для большей гарантии от ошибок решено было использовать короткофокусный объектив. В аппарат был поставлен Тахар светосилы Ф/1,8, Ф-25 мм.
Для того, чтобы уменьшить количество света, я решил вращать аппарат не с ноомальной скоростью в 16 кадров в секунду, а в 24 кадра. Экспозиция получилась почти нормальная, с некоторыми следами передержки. Вначале съемка производилась на панхроматической пленке, «о затем мы