Симметричность московского планировочного рисунка (система радиальных лучей и поясных зон) была нарушена концентрацией промышленности на юге и юго-востоке, что вызывало необходимость ряда реконструктивных планировочных и транспортных мер.
Подчинение московской системы магистралей одному недостаточному по площади городскому центру при отсутствии сети местных центров затруднило культурное и бытовое обслуживание населения.
Отсутствие системы обходных магистралей в центре города наряду с отсутствием непосредственной связи районов между собой создало хроническую транспортную перегрузку центра.
Распределение населения на московской территории характеризуется крайней неравномерностью; центр города перенаселен, окраины же заселены слабо.
Зеленые массивы уцелели на пустынном севере Москвы и отсутствуют в центре города.
Архитектура Москвы при всем ее своеобразии носит провинциальный отпечаток и нуждается в серьезных реконструктивных мероприятиях для создания архитектуры большого стиля, отвечающего эпохе пролетарского строительства.
ЖИЛИЩЕ И КВАРТАЛ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НАСЕЛЕНИЯ


МОСКВЫ XIX ВЕКА


НАСЕЛЕНИЕ МОСКВЫ XIX — XX ВЕКОВ
Во второй половине XIX века московское население резко возрастет. С 600 000 человек в 1871 г. оно увеличивается до 1 200 000 человек в 1907 г. (правда, на несколько выросшей территории). Столь резкий рост был вызван сильным развитием промышленности, торговли и транспорта.
Рост населения происходил за счет прилива в Москву крестьян из разоряющихся деревень (72% жителей Москвы родились вне Москвы). Следствием постоянного прилива мужской силы явился традиционный пе
ревес в московском населении числа мужчин над числом женщин (в 1907 г. мужчин было 55,5%).
Контраст трудящейся массы населения, лишенной средств производства и жилищ, и небольшой кучки лиц, «владевших землей- и капиталом», станет совершенно ясным из таблицы распределения самодеятельного населения по занятиям 1.
В приведенной таблице нами суммированы данные о занятиях самодеятельного населения Москвы, составляющего 700 000 из 1 200 000 человек (в 1902—1907 гг.).
Основная масса трудящихся была занята в промышленности, торговле и транспорте (45,8%).
1 «Статистический атлас Москвы», вып. I, изданн. в 1911 г., стр. 47.