Б. ЦЕЙТЛИН




звуковая бестолковщина


Два года существует звуковое кино у нас в СССР. Два года мы уже как будто что-то снимаем в области звуковой фильмы.
За эти два года у нас появились звуковые фабрики, две в Москве, две в Ленинграде, одна в Киеве. Все эти фабрики работают, в какой-то мере обеспечены с’емочной аппаратурой, специ
ально оборудованы и укомплектованы людьми, получившими специальные знания.
В силу ряда обстоятельств мы вынуждены повторять ошибки, уже проделанные давнымдавно за границей.
Производя первые фильмы на каждой фабрике в отдельности, мы повторяем те ляпсусы и те промахи, которые повторяла мировая звуковая кинематография.
Мы не сумели или мы не смогли своевременно изучить опыт заграницы и, учитывая прома
хи зарубежной кинематографии, эти промахи обойти, и приступить к сложному делу звукового кино на основе заграничного опыта.
Мы у себя повторяли все ошибки, порожденные неопытностью, ошибки неизбежные при всяком новом начинании. Ошибки, допущенные в Америке, не были повторены в Германии. Ошибки, имевшие место в Германии, не были повторены в Америке.
Мк же повторяли все ошибки.
Два года прошло с начала первых экспериментов, с начала первых ошибок.
Но если мы не сумели изучить опыт заграницы, если мы • не сумели заполучить таких специалистов, которые помогли бы нам сразу же стать на правильный путь и сразу же дали бы верный и правильный ход нашим звукос’ёмкам (в техническом отношении), то на это есть все же какие-то оправдывающие обстоятельства.
Но нет никаких оправданий, нет никаких данных к тому, чтобы мы промолчали о том головотяпстве, о той бестолковщине, которая н сейчас процветает в деле нашего уже немолодого, но все же еще не ставшего на ноги производства звуковых фильм.
В Союзе звуковые фильмы производятся в трех городах.
Эти три города никак и ни в какой мере не желают или не умеют обменяться своим опытом.
Три года регулярно изо дня в день, из часа в час повторяют ошибки и эксперименты друг друга.
Доколе же? До каких пор на один й тот жеэксперимент, для получения того же эффекта все пять фабрик будут крутить пленку и убивать время?
Долго ли будет продолжаться это блуждание по лабиринтам звукового кино, это желание блеснуть— «у вас не получилось, а у нас во как!»
Техника звуковой с’емки имеет целый ряд моментов, общих для любой фабрики, при с’емке любой картины или хроники.
Один из таких моментов установка микрофона. Работники звукового кино отлично знают, что от положения и установки микрофона чаще всего зависит результат с’емки.
На каждой фабрике микрофон подвешивают по-своему, так, как нравится оператору (или еще кому-либо); на каждой фабрике этот же микрофон по-разному питают. На одних фабри
ках имеются микрофоны угольные (Рейс) и конденсаторные (Вестерн Электрик), на других фабриках нет конденсаторных.
Ни одна из фабрик не обменялась опытом, ни одна фабрика не знает, что на каком микро
фоне лучше записывать, не знает, как и при каком положении микрофона получается наи
лучшее качество с’емки оратора, скрипки, рояли или оркестра в 10 человек или 60 человек.
Так, например, если ленинградская фабрика допустила целый ряд неправильных положений микрофона при с’емке оркестра в 60 человек для фильмы «Одна», то несомненно, что киевская фабрика, если она тоже будет снимать оркестр в 60 человек, повторит все те манипуляции с микрофоном, которые проделывала ленинград
ская фабрика с соответствующим повторением дублей, а следовательно и с сотнями лишних метров драгоценной пленки, с той же тратой дорогого времени.
Ведь если ленинградская фабрика после многодневных опытов, и репетиций, и с’емок в результате добилась правильной рассадки оркестра, то ни московская, ни киевская фабрика ни
чего кроме результата самой с’емки не знают. Фабрики не зпают, как же нужно рассадить эти 60 человек, так чтобы в микрофоне не получился один сплошной гул.