Т. Андреева

Организация первого кинопоезда оказалась делом нелегким. Делу этому суждено было преодолеть большие затруднения. На словах отношение соответствующих организаций и работников к созданию кинопоезда/было положительным, когда дело доходило до отпуска средств, возникали неожиданные возраже
ния, тормозящие срочную работу. И если бы не авторитетное вмешательство ЦК ВКП(б), может быть, до сйх пор о кинопоезде говорили бы, как о неосуществимой идее. И только летом 1931 г. разговорам пришел конец. Союзкино, НКПС и другие организации отпу
стили средства и материалы для первого кинопоезда. Группа работников, во главе с Медведкиным, приступила совместно с инже
нерами завода им. Войтовича к разработке окончательного проекта постройки кинопоезда и его осуществлению. Попутно утверждались сметы, готовилось оборудование — сколачивалась производственная база.
В декабре прошлого года три вагона первого кинопоезда стояли на рельсах, готовые в путь. Пробный рейс в Курск показал полную пригодность поезда к работе. Агрегаты работали хорошо.
Что же .представляет собой кинопоезд и как он оборудован?
Кинопоезд составлен из трех, обыкновенных на вид, длинных вагонов «дальнего следования». Первый — мягкий вагон—это об
щежитие. Здесь Шесть купэ-комнат, на четыре человека каждая. В каждом купэ — телефон для связи со всеми помещениями кино
поезда. Во время стоянок телефон кинопоезда присоединяется к городской сети. Здесь же столовая, могущая обслужить одновременно 16 человек. В столовой пианино и радио. При
выходе в первый вагон раздевальня и кухня, оборудованная усовершенствованными кипятильниками «Титан» и прочими хозяйственными принадлежностями. Не забыт даже душ.
Во втором и третьем вагонах размещены производственные цеха. Эти вагоны уже совсем не похожи на обычный поезд. Здесь рас
положена отчетно-оперативная часть, кото
рой ведает комендант поезда; будка для механика и маленький просмотровый зал, слу
жащий одновременно и местом для зарядки киноаппаратов. В этом зале хранится, кроме того, съемочная Аппаратура. Тут же приютилась и маленькая библиотечка. За просмотро
вым залом — монтажная комната на 6 столов
с моталками и соответствующим освещением, в ней же находятся ящики для хранения за
снятого материала. Следующая комната — мультипликационный цех, оборудованный двумя новенькими с’емочными станками, о которых только мечтают на многих «неподвиж
ных» фабриках. Маленькая комната мультцеха вмещает все же два стола для заготовки материала. Этого достаточно, так как предполагается основные мультипликационные заго
товки (так называемой «типаж») производить на фабрике хроники в Москве. К этим пред
варительным заготовкам, зарисованным на целлулойдных пластинках, во время работы на месте легко подставить любой фон дей
ствия, так называемую «натуру». Рядом с мультипликационным цехом расположена фо
токабинка. Кроме того, во втором вагоне устроены сейфы для хранения чистой кино
пленки и купэ-комната для двух работников обслуживающего персонала.
Третий вагон кинопоезда спланирован не менее компактно. У входа небольшая камера для хранения химикалий, рядом с ней копиро
вальная, оборудованная аппаратом «Дублекс». Эта комната соединена небольшим окном с помещением, где происходит намотка пленки на рамы, проявка (световое оборудование ко
пировальной предусматривает работу й со специальными сортами пленки-панкино) и фиксаж; против копировальной — химическая лаборатория. Наверху этой половины вагона устроены два бака: один на 1 000 литров дисцилированной воды и второй такого же раз
мера для обыкновенной. Во второй половине вагона, где помещается электромеханический цех, устроено еще два водяных бака для ла
боратории с общей вместимостью на 4 000 литров. Проявочная комната соединена кон

кинопоезд в пути