Н. АНОЩЕНКО




спектроколер1


НОВЫЙ СПОСОБ ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ
Мы считаем, что основной ошибкой всех многочисленны! предлюженйй получѳкия цветных кинокартин являлось то, что авторы их обычно пытались механически перенести в кино прин
ципы . обычной цветной фотографии, никак •не учитывая специфики самой природы кинема
тографа (быстрота смены показываемы! отдельяых фотографий-кадриков) и исшользования психичеоших особенностей нашего вооприятия (закон причинности дейстния и аосоциатчгвной памяти). И в результате. мы до сжх пор имеем «бег на месте», хотя и с некоторыми техническими усовершенствованиями, ибо все существующие промышленные (любительсвие «Кода
колоры» с чеканной пленкой, растровые фильмы и т. п. -г- не в счет) способы цветной кин ем а- тографии можно в основном свести к следующим двум группам:


1. Получешіе цветного изображения на самой кинофильме (на позитива или нетативе).


2. Получение цветного изображения на э к р а- не путей одновременною показывания на нем двух, грех или более черных изображений через соответствующие цветные фильтры (как бы световая «трехцветная» или многоцветная печать на экране одного и того же изображения).


Мы не будем здесь подробно разбирать всех многочисленны! систем цветной кинематогра


фии, работающих по этим методам, ограничимся лишь краткой характеристикой этих двух основных групн.
Первая группа, образцом которой могут служить хотя бы известные нам фильмы «Техниколор», представляющій заманчивую перспекти
ву показа цветных фильм на любых проекторах, при ближайшей раосмотрении оказывается не такой уж простой, ибо она требует:
1) специальных дорогостоящи! съемочных ап•паратов;
2) двойного или тройного расхода негативной пленки, ибо для нее необходимо о д н о в р е- м е н и о снимать 2 или 3 негатива через разные светофильтры;
3) известных огравичений съемочных возможностей (іпараллаікс при съемке слишком близких предмета® и т. п.);
4) специальной обработки (сложной, а отсюда и дорогой) позитивов, их окраски и т. и.;
1 Печатается в информацнонном порядке.
5) двойного или тройного расхода эмульсии на позигив и т. п.
Вторая группа, представителей которой может являться хотя бы система Я. ИІтепанека, тоже требует:
1) специальных сложны! и дорогих аппаратов для одновременной съемки двух или трех кадриков;
2) двойного или тройного расхода пленки как на негатив, так и на позитив;
3) специальных сложных проекторов для одновременного показа, двух или трех цветных изображений на экране.
Правда, этот способ позволяет избавиться от сложной лабораторной обработки негатива и по
зитива, оставляя его таким же, как и в обычной черно-белой винематография, , но сложность сфмочяой и проекционной аппаратуры и увели
ченный расход плевки не. дают ему права на жизнь в нажих условиях.
Мы считаем, что первой попыткой создать настоящее цветное кино бы л всѳм известный «Кинемаколор» Урбана и Смита. (Британский патент на него № 26671 выдай в январе 1906 года; герм. патент № 200128; франц. патент № 376837.)
Вот как о нем пипіет д-р Карл Форх в своей книге «Кинематограф» (изд. 1913 г.):
«До настоящего времени из всех предложенных аддитивных способов цветной проекции только одна дает надежды на правильное разрешение поставленных задач — это «двухцветка» Г. А. Смита, которая под названием «Кинемакошора» была продемонстрирована сначала в Лондоне, а затем и в других государствах (летом 1912 г.—в Берлвне), и такйм образом можно было убедиться в его качествах на осяоваігии практики.
Съемка производится через красный фильтр (не оранжево-красный ли?—Н. А.), который про
пускает красные и желтые лучи, и через зеленый фильтр, который пропускает много синих лучей и немного желтых.
Проекция ведется, разумеется, через такие же (похожие) красный и сине-зеленый фильтры. Для того, чтобы добиться правильной передачи белого цвета, необходимо зеленый фильтр несколько затемнять благодаря особому добавочному фильтру (зеленый в центральной части был вдвое гуще. — Н, А.).