Б. Цейтлин

о работе проф. А. Н. Балл

Молодой выдающийся советский профессор Баллвсего лишь скромный лектор Киевского киноинсти

тута. Попутно он занимается исследовательскими и изобретательскими вопросами звукового кино.

К сожалению, т. Балл работает над своими изобретениями в обстановке, не позволяющей ему не только развернуть работу по исследованию, но хотя бы планомерно вести работу по уже проверенным изобретениям.
Еще два года назад т. Балл сконструировал звуковой проектор чрезвычайно простой системы, и только сейчас перед правлением Союзкино возник вопрос о том, чтобы по системе Балла оборудовать звуковоспроизводящие установки в нашем Союзе, взамен сложных и очень дорого... стоящих аппаратов систем проф. Шорина и Тагера.
Система Балла имеет не только то преимущество, что она очень дешева, но и то, что она не требует специальной импортной оптики, проста в обращении и в результате дает высокое качество звука.
Основными элементами в воспроизводящей части являются: обыкновенная гозовекая электрическая
лампочка с конденсатором, маленькое зеркальце, об’ектив от школьного микроскопа, щель и фотоэлемент.
Принцип работы системы заключается в проекции увеличенной фонограммы на щель.
Механическая передача движения пленки основана на резиновом соединении (муфты) всех осей (ме
ханические фильтры), дающем пленке плавное и непрерывистое прохождение перед щелью.
Проектор системы Балла имеется в Киевском институте, собранный буквально собственными его рука
ми в условиях, не делающих чести тем товарищам и
тем организациям, в ведении которых находился и Балл, и его работы.
Ряд деталей, изготовленных для него на заводе, он не может выкупить из-за отсутствия даже мизерных сумм.
Уже законченная и проверенная на практике модель звуковоспроизводящей установки, еще в прошлом году, должна была быть продвинута на производство. Только 2 февраля удалось передать украин
скому заводу проекционной аппаратуры в Одессе все рабочие чертежи, по которым должна быть сделана первая установка уже чисто эксилоатационной модели, т. е. два звуковоспроизводящих аппарата.
Такое головотяпское отношение к ценнейшему изобретению совершенно* не допустимо и ни с какой стороны оправдано быть не может.
Но у профессора Балла имеется еще проработанная до мельчайших деталей звукозаписывающая установка чрезвычайно оригинальной модели, многообещающая установка.
Установка эта также находится в стадии изготовления и сборки деталей, и остановка продвижения работ заключается опять-таки в неимении средств на выкуп частей к аппарату.
Конкретно — нет 2500 рублей, необходимых для уплаты экспериментальным мастерским, где вынужден народиться новый, быть может, с большим будущим звукозаписывающий аппарат.
Принцип работы звукозаписывающей установки Балла заключается в следующем: звуковая дорожка
в аппарате Балла получается на пленке в виде зигзагов (трансверсальная запись, идентична системе Шорина), расположенных не с краю звуковой дорожки, а посредине ее, и притом вся запись полу
чается двусторонней, т.-е. звуковая дорожка имеет вид черточки с ответвлениями в обе стороны.
Какие же это дает преимущества? Очень большие.
Прежде всего# достаточным является для нормальной записи вдвое уменьшенное усиление, а отсюда возможность изменения системы усилителей и мень
шее количество электроэнергии, что будет иметь особенное значение для передвижных установок.
Кроме того, более слабое усиление дает значительно менее слышимые посторонние шумы, хотя бы шум того же микрофона.
Получается возможность легко и хорошо записывать тихие звуки, а отсюда возможность развить звукос’емку по линии записи тончайших тембров.
Сама система очень несложна, требует одного микрооб ектива вместо двух имеющихся в системе Шорина, не требуется никаких напаек на осциллографической нити даже при наличии 10-кратного микрооб’ектива.
Конструктивная реализация этой идеи заключается в следующем. Обычная маловольтная лампочка помещена перед конденсатором, за которым находится щель. Конденсатор установлен так, чтобы изображение источника света проектировалось на микроскопи
ческий об’ектив. По пути лучей находится призмочка полного внутреннего отражения, «ломающая» луч под углом в 90 градусов. Эта призмочка расположена так, что лучи к середине об’ектива направляются под небольшим углом к главной оптической оси. В плос
кости фокуса об’ектива мы будем иметь уменьшенное изображение световой щели. Перпендикулярно к нему расположена осциллографическая нить. По дру
гую сторону поверхности об’ектива находится плосковыпуклая линза, выпуклая сторона которой посеребрена, а плоская обращена к плоскости фокуса об’ектива. На последней мы получим вторичное изобра
жение световой щели, причем часть ее будет закрыта теневым изображением нити. Противоположная же часть будет закрыта действительным изображением нити. Полученное изображение проектирует
ся тем же об’ективом на пленку, перед которой, как обычно, помечается цилиндрическая линза.
Проделанные, опыты! полностью подтвердили правильность и полную жизненность системы.
Но законченные еще в прошлом году опыты не могли быть до сих пор проверены на практике все по той же основной причине—отсутствие денег на изготовление аппарата.
Мы стоим перед фактом изобретения новой системы, системы многообещающей, быть может, той самой системы, которую с таким нетерпением ожидает наше производство.
Возможно, что при минимальных средствах и скромном внимании к профессору Баллу мы уже давно могли бы производить с’емки на аппаратах его системы.
Если профессор Балл не может закончить свои работы в Киеве, то центральные органы кинопромышленности должны пойти ему на помощь.