Улицы украшены гигантскими портретами вождя. Кадр из фильмы „15-й“. Режиссер Посельский
синг) и вспомним кадры прохождения тяжелой артиллерии, монтирующиеся с иностранными атташе, или Горького, монтирующегося с ре
бенком и т. да, и т. д., то для нас станет ясно, какие, даже не тронутые еще возможности та
ятся в арсенале кинематографического воздействия хроники.
В тематическом плане Союэкинохронжи в свое время имелось:
«Актуальность, действенность политических установок, когда они выраже
ны в кинематографической фильме, их убедительность, «доходчивость» до мас
сового зрителя — находятся в тесной зависимости от кинематографического качества продукции кинохроники, т. е. от правильного и умелого выбора, при
менении и использования в каждом отдельном конкретном случае всех выразительных средств, имеющихся в распоряжении не только кинохроники, но кинематографии в целом».
Фильма «Пятнадцатый» одна из первых работ, пытающихся провести в жизнь эту установку, решительно порывающая со старыми,
так называемыми «юбилейными» фильмами, догматически фиксировавшими действитель
ность и не умевшими эту действительность обобщить й поднять до образа.
Если мы постараемся проанализировать «Пятнадцатый» и расчленить его на составные части, отдельные монтажные фразы и эпизоды, то такой анализ дает нам картину боль
шой монтажной стройности и подчинения всех элементов монтажа центральной идее вещипоказу бодрого, радостного праздника п р о-
летаряата, уверенного в своей сил е.
Все монтажные фразы, начиная с прихорашивающейся к празднику пролетарской сто
лицы, через кадры народа, показывающего всесокрушающую мощь рабоче-крестьянской Красной армии, оснащение пер_едовой военной техникой, <к финальным кадрам, вливающихся в проходящих мимо правительственных трибун демонстраций, пронизаны этой центральной идеей вещи.
Правда, в звуковом варианте эт-а стройность несколько нарушена, вынесением в начало вещи и механическим (не продуманным до кон