С БУМАГИ НА ПЛЕНКУ

(О съемочных сценариях)
Leo Mur. Vom Papier auf den Film
Кинематография и литература не являются дисциплинами настолько разными, чтобы не иметь между собою точек соприкосновения. Единицы измерения в ки
нематографии и литературе не совпадают, но и не исключают друг друга. Пе
ревод кинематографических величин в величины литературные и обратно может производиться с некоторым приближени
ем к точности при условии введения определенных поправочных коэфициентов.
Кинообразы записываются в съемочных сценариях не какими-нибудь специфи
ческими иероглифами, а обыкновенными словами. Съемочный сценарий не со
стоит из бесконечного повторения технических терминов (диафрагма, наплыв, ка
ше, панорама и др.), а из глаголов, имен существительных, наречий и пр.
Роль слова в литературе самодовлеющая, в сценарии — чисто служебная. Съемочный сценарий — это мост, пере
брошенный от мира словесности в мир кинематографии.
Автор съемочного сценария должен перенести через этот мост свои образы, понятия и представления об явлениях, про
исходящих с определенным материалом, так, чтобы эти образы, понятия и представления выраженные в терминах словесности, не были «тарабарщиной» в терминах кинематографии; должен переклю
чить обычное «словесное» мышление на мышление кинематографическое, пере
вести его из сфер словесных символов в сферу действенных кинообразов, движущихся светотеней.
Величайшая трудность при создании съемочного сценария заключается в пре
одолении привычных, сложившихся под влиянием жизни, литературы «словесныхпредставлений об объектах внешнего ми
ра и создание новой системы восприятия этого мира в терминах движущихся светотеней. Автор съемочного сценария должен создавать кинофразы, состоящие не
из слов, а из простейших движен и й, должен обладать способностью «думать кадрами», ассоциативно сплетая их в одно целое, мысленно монтируя их в кинокартину.
Это пресловутое «мышление кадрамине является каким-то совершенно особым способом мышления. Так же как и мыш
ление обычного порядка, оно поддается фиксации в терминах словесности. Мыш
ление кадрами можно записать словами.
Мышление кадрами не переходит непосредственно в съемочную работу. Кинокартина, задуманная в единицах кадров, предварительно фиксируется в единицах слов.
Эта фиксация уже готовых кинематографических величин эквивалентными им словесными величинами и составляет основную работу по созданию того художественно-технического постановочно
го плана, на основе которого будет строиться кинокартина, — по созданаию съемочного сценария.
Создание съемочного сценария требует весьма высокой квалификации. Съемочные сценарии у нас делают обычно сами режиссеры. В практике советской кине
матографии не было случаев постановки
режиссером кинокартины по съемочному сценарию, сделанному сценари
стом, что часто практикуется в средней стандартной работе в Америке. Наибольшее приближение к такой постановке дела у нас выражается в совместной работе режиссера и сценариста над съемочным
денарием, да и это случается сравнительно редко.
Обычно практикуемое писание съемочных сценариев самими режиссерами имеет оправдание.
Как сценарист, так и режиссер обладают каждый своим собственным субъективным жизненным опытом и складом ха
рактера, из взаимоотношений которых у каждого возникают субъективные творческие ассоциации. Возникающий у ре
жиссера при чтении сценария экранный образ не всегда является идентичным образу, бывшему в сознании сценариста.
Сценарист, который хочет в точности передать режиссеру возникающие у него экранные образы, должен... снять кинокартину и вручить ее режиссеру, как сценарий!
Литературный сценарий отвечает на вопрос «что?», дает только глаголы и имена существительные кинокартины. Съемочный сценарий отвечает на вопросы — «как? каким образом?», подробно определяет все имена прилагательные, наре
чия, предлоги, союзы, уточняет обстоя
тельства времени и места, ставит знаки препинания.
В съемочном сценарии происходит киноапробация всего материала, имеющегося в литературном сценарии. Каждый кадр.