Б. Цейтлин




киноаппарат под водой


(Из практики работ по засъемке фильмы „Город на дне моря“).
I. Подготовка к съемке
Вполне естественно, что с возникновением вопроса о предстоящей засъемке остатков города, обнаруженного проф. Гршнепичем на дне Черного моря, возник вопрос о технических эоемошго с-тях и о реальности такой засъемки.
Чрезвычайно скудные сведения, имевшиеся у нас об американском опыте подводной съемки, не могли дать даже общей ориентировки в этом направлении.
Мнение товарищей ив Межрайпома «водилось к тому, что неизбежны искажения н деформации предметов под водой, невозможно снимать с есте
ственным светом на глубине, куда лучи солнца могут проникать только через солидную толщу морской воды, что киноаппарат не сможет рабо
тать под водой, что опустить аппарат под воду, значит угробить дорогостоящий аппарат, что уже пытались снимать в колоколе н что ничего хорошего шв этого не получилось.
Ив всех этих предсказаний мы обратили внимание лишь на то, что из колокола «ничего хорошего не получилось», а следовательно от коло
кола надо отказаться. Эю был единственный проверенный уже на работе факт, и с гам фактом мы л решили считаться.
В водолазной школе Эпрона (см. «Прол. кино» М1 7) был произведен первый опыт подводной съемки в водолазном костюме с свободным аппаратом.
Результаты первой съемки с ки-наию нормальным объективом дали богатый опыт, в результате которого уже точно было определено, что снимать под водой возможно, что отета на глубине 15- -20 метров вполне достаточно, что объектив в 50 мм. фокусного расстояния не гадится для этих целей, что не нужно никакой специальной пленки (пред
полагалась необходимость суперпана с доставкой пленки на самолетах из Германии), что завод кннамо в 7 м. недостаточен н что нужен хороший аппарат профессионального типа.
В первую очередь необходимо было сделать такой водонепроницаемый футляр для аппарата,
чтобы возможно было управлять аппаратом под водой, несмотря на сильное давление воды и обеспечить безопасность попадания воды в аппарат.
Эскиз такого чехла, изготовленный операторам, был просмотрен инженерами Эшршта. Модель изготовлена в мастерских Эпрона.
Первый вариант был такой: аппарат вставляется в чехол с выведенной наружу ручкой для верчения аппарата, объективом и наводкой на фокус.
Но вертеть в воде ручку нормально оказалось трудно, поэтому пришлось доусовершенствовать чехол, включшв в него и мотор. Аккумулятор предположено было поместить на спине у оператора.
Так л было сделано. Но когда были готовы чехлы для аккумулятора, для аппарата и груд
ной iCTATHB, то оказалось, что спуститься на грунт во всем этом снаряжении по :меньшей мере необдуманно, ибо легко было бы перевернуться н разбить не только аппарат, не и себя самого.
Тогда пришла мысль оставить аккумулятор на поверхности при воздушной помпе, спустить вниз в аппарат провода и таким образом питать мотор.
Расчет оказался правильным и впоследствии именно так работал аппарат. Так как прозрачность воды особенно благоприятна в июле и на
чал» «шуста, то чехол переделывался самым спешным порядком и вышел немного неуклюжим и тяжеловесным.
Делать новый не было времени и решено было снимать именно этим тяжелым чехлом. Вес его без аппарата равнялся 48 кг.
2. Устройство чехла
В металлический ящик, формой своей соответствующий форме аппарата, были вставлены два. иллюминатора. Один для объектива впереди и один сзади для наблюдения за счетчиком тахо
метром, так как только таким путем возможно было осуществить наблюдения за ходом аппарата в воде.