Г. Чахирьян




десять лет




работы Арменкино


Если армянская буржуазия ее сумела создать в самой Армении национального теат
ра (он зародился и развивался в колониях), то о кино и говорить не приходится. В
этой области пролетариат Армении получил от прошлого в буквальном смысле слова пустое место. Не было ни материальной базы — кинотеатров, прокатных контор и, наконец, фабрик, не было ни кадров как творческих, так и административных. Та
ким образом вся история кинематографии Армении начинается после создания советской власти и республик, и все, что сделано в этой области, сделано советской Ар


менией, создающей национальную по фор


ме и социалистическую по содержанию культуру в таких масштабах, которые и не грезились армянской буржуазии.
Однако если пролетариату Армении приходилось в условиях послереволюционной действительности строить совершенно но
вое дело в области кино, это ни в коей мере не значило, что развитие киноискус


ства в Армении могло протекать в формах полного отрыва от дореволюционной бур


жуазной культуры и сразу же дать образцы большого искусства, вполне созвучные эпохе. Совершенно естественно, что в первоначальный период зарождения кино в со
ветской Армении авторам кинопостановок приходилось искать сюжет для своей фильмы в дореволюционной буржуазной лите
ратуре, трансформируя лучшие образцы этой литературы на кинопленку.
Что это был единственно возможный выход для кинематографии в тот момент, станет ясно хотя бы из того, что сами режиссеры зачастую являлись в условиях советской Армении, несмотря на свое армян
ское происхождение, совершенно новыми людьми, мало знакомыми с жизнью страны; сценарист же как творческая единица вооб
ще не существовал, и, наконец, пролетарская литература только начинала зарождаться и не могла еще тогда служить источником, из которого кинематография черпала бы для себя литературный материал, скован
ный в единое целое опытной рукой мастера сюжета.
В этот период только дореволюционная армянская буржуазная литература могла дать кинематографу такой сюжет, а на чем же, как не на крепком сюжете строить рас
чет для своих первых фильм начинающему кинопроизводству? Перед режиссером в этой работе в основном стояла задача кри
тически преодолеть литературное наследие, дать ему новую трактовку, соответствующую мировоззрению советского зрителя.
К сожалению, эта последняя задача не была разрешена только что начинающимся кинопроизводством, и первые картины Арменкино как-раз именно и характеризуются гем, что в основном все они являются пря
мой передачей средствами кино наиболее замечательных произведений дореволюцион
ной буржуазной литературы, отражающей в основном идеологию мелкой буржуазии. Режиссеры ограничивались лишь тем, что несколько более усиливали радикализм этих произведений.
Такими фильмами являются первая картина Арменкино «Намус» по одноименной повести Ширванзаде, в постановке режис
сера А. Бекназаряна, затем «Злой духтакже по повести Ширванзаде, в постанов
ке тогда начинающих режиссеров Бархударяна и Геловани, «Шор и Шоршор» по рассказу Паландуз-Мго, в постановке Бекназаряна.
Основная тематика всех этих картин — это быт мелкой буржуазии дореволюционной Армении, его косность, убивающая вся
кий свежий росток и приводящая обычно героя к трагическим развязкам. Косность
быта заслоняет перед авторами все другие вопросы. В нем, в быте, как факторе самодовлеющем, а не в социально-экономических взаимоотношениях видят авторы ли
тературных произведений, инсценированных Арманкино, причины чрезвычайно низкого культурного уровня своих героев и против него они заостряют свое оружие. Что ле


жит в основе фильмы «Намус»? Кто основ


ной виновник трагического конца картины? Старик Бархудар — носитель стародавних понятий о чести, по которым девушке зазорно встречаться даже со своим нареченным. Только против этого понятия чести