«И моховая борода». Книги и статьи о народной детской игрушке

В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий. В очередном выпуске — ревизия книг и статей, посвященных народной и крестьянской игрушке, региональным особенностям кустарного ремесленничества, игрушечному промыслу XIX века и промышленному производству в СССР.

«Русская народная игрушка»

1929 год

Альбом «Русская народная игрушка» посвящен вятской (дымковской) лепной глиняной игрушке. Издание оформили художники Сергей Чехонин и Алексей Деньшин. Деньшин — один из популяризаторов дымковской игрушки, благодаря стараниям художника уже уходящее ремесло было возрождено в 1930-х годах. Книга начинается с предисловия искусствоведа Анатолия Бакушинского:

«Лесной край. Широкая гладь многоводных рек. Пасмурный пейзаж. Курная изба. Мужицкий тяжелый труд. И на фоне всего этого — белая глиняная фигурка, полыхающая своим радужным одеянием, сверкающая убогой роскошью сусального золота. В хмурой полутьме избы, наполненной взрослыми людьми, оравой ребятишек, домашними животными и птицей, игрушка, как праздничный наряд — напоминание о радости жизни не только для ребенка, но и для взрослого».

Читать

***

«Русская крестьянская игрушка»

Н. Церетелли. 1933 год

Николай Церетелли, настоящее имя Сеид Мир Худояр-хан, известен в первую очередь как режиссер и актер немого кино начала XX века, однако помимо своей артистической деятельности Церетелли занимался коллекционированием и изучением русской игрушки.

В своем исследовании «Русская крестьянская игрушка» Церетелли рассказывает о развитии кустарной игрушки, о том, как повлиял на нее город, и приводит классификацию игрушек.

«Особенностью русской крестьянской игрушки является то, что она делается взрослыми для забавы детей. Предназначение для забавы не лишает игрушку дидактического значения, хотя бы и непреднамеренного. <…> она помогает ознакомлению ребенка с предметами и явлениями, его окружающими, научает его называть их, различать цвета и формы, знакомит его с растениями, животными, предметами домашнего обихода, орудиями труда, приспосабливая их к примитивному детскому сознанию и облегчая запоминание путем художественного выделения их характерных черт».

Читать

***

«Игрушка — радость детей»

Н. Бартрам. 1912 год

В книге «Игрушка — радость детей» 1912 года искусствовед и основатель Музея игрушки Николай Бартрам подробно описывает, какие бывают игрушки, и собирает из них сюжетные сцены к детским сказкам, а также делится советами по выбору игрушек:

«Изъ покупныхъ игрушекъ раннему дѣтству близки и памятны: цвѣтные кубики, точеные крашеные шары, коробочки, песочники и тому подобныя мелкія неломкія вещи, пользуясь которыми, возможно не только радоваться ихъ яркости и нарядности, но играть ими, различно составляя ихъ; поэтому же дѣтямъ этого періода близки мелкія кустарныя игрушки: стада, птичники, ковчеги съ животными, маленькіе домики и фигурки людей».

Читать

***

«Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде»

1913 год

Каталог посвящен Второй Всероссийской кустарной выставке, которая прошла в Санкт-Петербурге в марте 1913 года. Выставка была организована Главным управлением землеустройства и земледелия, под покровительством императрицы Александры Федоровны. В течение семи недель в четырехэтажном здании гербария Ботанического сада шесть тысяч мастеров со всей России представляли свои работы: игрушки, мебель, ковры, ткани, вышивки, иконы и гончарные изделия.

Большое внимание на выставке было уделено игрушечному промыслу разных регионов Российской Империи.

Для столь большого количества участников по проекту архитектора Адама Дитриха были построены дополнительные павильоны, оформленные художником Сергеем Чехониным. Всего экспозицию посетили 193 тысячи человек, было продано товаров на 225 тысяч рублей.

Читать

***

Игрушки

А. Бенуа. «Аполлон», № 2, 1912 год

Художник Александр Бенуа в журнале «Аполлон» размышляет о важности игрушки в детстве и рассказывает о своей игрушечной коллекции.

«Я начал собирать игрушки лет двадцать тому назад. Случилось это так. Я как-то вспомнил о жалком, но почему-то бесконечно трогательном пиликающем звуке, который производила вертушка, заключенная в коробочке с «гусельками» (домик, перед которым плавают гуси), и мне захотелось снова услышать этот бедный, милый звук, как-то и раздражавший, и прельщавший меня в детстве».

В этом же номере опубликована статья искусствоведа и основателя Музея игрушки Николая Бартрама «О возможности возрождения в игрушке народного творчества»:

«Легкомысленное отношение взрослых к игрушкам, видящих в них только одну забаву, способствовало чрезвычайному развитию фабричного игрушечного дела, — на фабрике изготовляются игрушки, ​интересующие​ взрослых, лишенные красоты и мысли. Кустари — работники деревни, не так еще давно обслуживавшие своими искренними изделиями почти всю Россию, — в последнее время, вследствие конкуренции с фабрикой, стали уходить в прошлое со своим милым творчеством, и на смену их появились наглые, ​кричащие​ произведения рынка».

Обе статьи оформлены рисунками народных игрушек, исполненными мастером цветной гравюры Николаем Фалилеевым.

Читать

***

Дизайн игрушки

«Техническая эстетика», № 11, 1984 год

(Доступно для просмотра в здании библиотеки)

Главный советский журнал о дизайне «Техническая эстетика» посвятил весь номер детской игрушке. В журнале рассказывается об истории народной игрушки, проблемах качества промышленной игрушки в СССР, как делаются игрушки в институте игрушки и многое другое. В конце номера публикуются наблюдения и экспресс-интервью с покупателями Центрального «Детского мира» в Москве, почему они купили ту или иную игрушку.

«— Смотри, как много паровозов?
Двое мальчишек буквально прилипли носами к витринному стеклу.
— Это не паровозы. Это цистерны. В них молоко возят.
— Давай купим!
— Нет, я хочу другое.
— Какое?
— Чтобы все ноги шевелились…»

Читать

***

Набор открыток Russian folk toys

1984 год

16 почтовых открыток, с фотографиями глиняных и деревянных народных игрушек XIX века, из собрания Государственного Русского музея.

Моховики. XIX век. Вятская губерния

Игрушки. 1930-е. Мастер И.В. Дружинин. Архангельская область, деревня Гринево

Смотреть

***

Набор открыток «Белорусская соломенная игрушка»

1974 год

Почтовые открытки с фотографиями белорусской соломенной игрушки, из собрания Республиканского дома народного творчества в городе Минске.

Старинная белорусская свадьба. 1970. Гаврилюк В.И.

Смотреть

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!

 

\n

\"\"

В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий. В очередном выпуске — ревизия книг и статей, посвященных народной и крестьянской игрушке, региональным особенностям кустарного ремесленничества, игрушечному промыслу XIX века и промышленному производству в СССР.

«Русская народная игрушка»

1929 год

\"\"

Альбом «Русская народная игрушка» посвящен вятской (дымковской) лепной глиняной игрушке. Издание оформили художники Сергей Чехонин и Алексей Деньшин. Деньшин — один из популяризаторов дымковской игрушки, благодаря стараниям художника уже уходящее ремесло было возрождено в 1930-х годах. Книга начинается с предисловия искусствоведа Анатолия Бакушинского:

\"\"

«Лесной край. Широкая гладь многоводных рек. Пасмурный пейзаж. Курная изба. Мужицкий тяжелый труд. И на фоне всего этого — белая глиняная фигурка, полыхающая своим радужным одеянием, сверкающая убогой роскошью сусального золота. В хмурой полутьме избы, наполненной взрослыми людьми, оравой ребятишек, домашними животными и птицей, игрушка, как праздничный наряд — напоминание о радости жизни не только для ребенка, но и для взрослого».

\"\"

Читать

***

«Русская крестьянская игрушка»

Н. Церетелли. 1933 год

\"\"

Николай Церетелли, настоящее имя Сеид Мир Худояр-хан, известен в первую очередь как режиссер и актер немого кино начала XX века, однако помимо своей артистической деятельности Церетелли занимался коллекционированием и изучением русской игрушки.

\"\"

В своем исследовании «Русская крестьянская игрушка» Церетелли рассказывает о развитии кустарной игрушки, о том, как повлиял на нее город, и приводит классификацию игрушек.

\"\"

«Особенностью русской крестьянской игрушки является то, что она делается взрослыми для забавы детей. Предназначение для забавы не лишает игрушку дидактического значения, хотя бы и непреднамеренного. <…> она помогает ознакомлению ребенка с предметами и явлениями, его окружающими, научает его называть их, различать цвета и формы, знакомит его с растениями, животными, предметами домашнего обихода, орудиями труда, приспосабливая их к примитивному детскому сознанию и облегчая запоминание путем художественного выделения их характерных черт».

Читать

***

«Игрушка — радость детей»

Н. Бартрам. 1912 год

\"\"

В книге «Игрушка — радость детей» 1912 года искусствовед и основатель Музея игрушки Николай Бартрам подробно описывает, какие бывают игрушки, и собирает из них сюжетные сцены к детским сказкам, а также делится советами по выбору игрушек:

\"\"

«Изъ покупныхъ игрушекъ раннему дѣтству близки и памятны: цвѣтные кубики, точеные крашеные шары, коробочки, песочники и тому подобныя мелкія неломкія вещи, пользуясь которыми, возможно не только радоваться ихъ яркости и нарядности, но играть ими, различно составляя ихъ; поэтому же дѣтямъ этого періода близки мелкія кустарныя игрушки: стада, птичники, ковчеги съ животными, маленькіе домики и фигурки людей».

\"\"

\"\"

Читать

***

«Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде»

1913 год

\"\"

Каталог посвящен Второй Всероссийской кустарной выставке, которая прошла в Санкт-Петербурге в марте 1913 года. Выставка была организована Главным управлением землеустройства и земледелия, под покровительством императрицы Александры Федоровны. В течение семи недель в четырехэтажном здании гербария Ботанического сада шесть тысяч мастеров со всей России представляли свои работы: игрушки, мебель, ковры, ткани, вышивки, иконы и гончарные изделия.

\"\"

Большое внимание на выставке было уделено игрушечному промыслу разных регионов Российской Империи.

\"\"

Для столь большого количества участников по проекту архитектора Адама Дитриха были построены дополнительные павильоны, оформленные художником Сергеем Чехониным. Всего экспозицию посетили 193 тысячи человек, было продано товаров на 225 тысяч рублей.

Читать

***

Игрушки

А. Бенуа. «Аполлон», № 2, 1912 год

\"\"

Художник Александр Бенуа в журнале «Аполлон» размышляет о важности игрушки в детстве и рассказывает о своей игрушечной коллекции.

«Я начал собирать игрушки лет двадцать тому назад. Случилось это так. Я как-то вспомнил о жалком, но почему-то бесконечно трогательном пиликающем звуке, который производила вертушка, заключенная в коробочке с «гусельками» (домик, перед которым плавают гуси), и мне захотелось снова услышать этот бедный, милый звук, как-то и раздражавший, и прельщавший меня в детстве».

\"\"

В этом же номере опубликована статья искусствоведа и основателя Музея игрушки Николая Бартрама «О возможности возрождения в игрушке народного творчества»:

«Легкомысленное отношение взрослых к игрушкам, видящих в них только одну забаву, способствовало чрезвычайному развитию фабричного игрушечного дела, — на фабрике изготовляются игрушки, ​интересующие​ взрослых, лишенные красоты и мысли. Кустари — работники деревни, не так еще давно обслуживавшие своими искренними изделиями почти всю Россию, — в последнее время, вследствие конкуренции с фабрикой, стали уходить в прошлое со своим милым творчеством, и на смену их появились наглые, ​кричащие​ произведения рынка».

\"\"

Обе статьи оформлены рисунками народных игрушек, исполненными мастером цветной гравюры Николаем Фалилеевым.

Читать

***

Дизайн игрушки

«Техническая эстетика», № 11, 1984 год

(Доступно для просмотра в здании библиотеки)

\"\"

Главный советский журнал о дизайне «Техническая эстетика» посвятил весь номер детской игрушке. В журнале рассказывается об истории народной игрушки, проблемах качества промышленной игрушки в СССР, как делаются игрушки в институте игрушки и многое другое. В конце номера публикуются наблюдения и экспресс-интервью с покупателями Центрального «Детского мира» в Москве, почему они купили ту или иную игрушку.

\"\"

«— Смотри, как много паровозов?
Двое мальчишек буквально прилипли носами к витринному стеклу.
— Это не паровозы. Это цистерны. В них молоко возят.
— Давай купим!
— Нет, я хочу другое.
— Какое?
— Чтобы все ноги шевелились…»

\"\"

Читать

***

Набор открыток Russian folk toys

1984 год

\"\"

16 почтовых открыток, с фотографиями глиняных и деревянных народных игрушек XIX века, из собрания Государственного Русского музея.

\"\"

Моховики. XIX век. Вятская губерния

\"\"

Игрушки. 1930-е. Мастер И.В. Дружинин. Архангельская область, деревня Гринево

Смотреть

***

Набор открыток «Белорусская соломенная игрушка»

1974 год

\"\"

Почтовые открытки с фотографиями белорусской соломенной игрушки, из собрания Республиканского дома народного творчества в городе Минске.

\"\"

Старинная белорусская свадьба. 1970. Гаврилюк В.И.

Смотреть

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!

 

","url":"/articles/review/folktoys","rubrics":[{"title":"Ревизия","url":"/articles/review"},{"title":"Фольклор","url":"/articles/folks"}],"tilda_page_resources":null,"is_tilda_page":false,"isArticleLoaded":true},"home":{"homeBookShelfData":[],"homeCoursesData":[],"homeCollectionsData":[],"homeFundsData":[],"homeMagazineData":[],"homePostcardsData":[]},"menu":{"isMenuOpen":false,"position":0},"navigation":{"isParamsReset":false},"alphabet":{"eng_letters":[],"rus_letters":[],"isLettersLoaded":true},"query":{"query":""},"periods":{"periods":[],"isPeriodsLoaded":false},"addresses":{"data":[],"loading":false}}