Театр Омона и концерт-монстр. Пришли по объявлению

В новом выпуске рубрики «Пришли по объявлению» отправляемся по рекламе, размещённой в журнале «Развлечение» № 9 за 1902 год, где читателям предлагают посетить «Театр Омонъ» в котором ежедневно проходит «новое обозрение Москвы или злоба дня в лицах» и «концерт-монстр» с механическим человеком и декадентским комиком.

Объявление Театра Омона в журнале «Развлечение» № 9 за 1902 год

Театр Омона, а точнее серию антреприз, организовал в Москве французский антрепренёр Шарль Омон. С апреля по октябрь 1891 года на Ходынском поле в Москве проходила выставка произведений искусств и промышленности Франции, на которой Омон открыл кафешантан «с настоящим парижским канканом и самой изысканной парижской порнографией». Воодушевлённый успехом увеселительного заведения, Омон остаётся в России, где в этом же 1891 году открывает театр с рестораном в Камергерском переулке, затем театр переезжает в сад «Чикаго», который в это время меняет название на «Сад Аквариум».

Согласно объявлениям в прессе, посетителей в Саду Аквариум ждало варьете, «первоклассные артисты европейских театров», увеселение весь вечер, электрическая иллюминация, электрическая кухня a la minute и прочие развлечения. Вход в сад стоил 50 копеек, билеты на представления продавались отдельно.

Объявление Театра Омона в журнале «Развлечение» № 21 за 1902 год

 «Театр Омона» не сходил со страниц прессы и беллетристики начала XX века, заведение критикуют за пошлость, безнравственность и художественную слабость, но вместе с тем театр воспринимается как важное место ночной и развлекательной жизни Москвы.

...«благими намерениями вымощено преддверие ада», по словам Данте, а мне, как на грех, попался на глаза извозчик, предложивший свезти меня, для «почину», недорого куда угодно! Куда же мне было поехать, как не к Омону, этому «усладителю смертных», у которого во всех видах процветает декадентство, начиная с искусства и кончая откровенностью туалета этуалей, о которых я, из чувства уважения к твоему семейному status quo, умолчу!

Письма провинциала. «Развлечения» № 21 за 1902 год

***

Театр Омона. Поставили новую оперетку своего собственного «омоновского изделия» «Панургово Стадо». Пьеса смотрится, слушается. Понаехало не мало новых звёзд; многих следует посмотреть: блестят на нашем горизонте; многие не только «светят», но и «греют».

Рецензия. «Развлечения» № 49 за 1896 год

***

Вся светская жизнь Москвы конца XIX века в стихах от «Маркиза Перца»:

Дрова, простуда, самоваръ,
Лихачъ, трактиры, «Стрѣльца», «Яръ»,
Цѣлковый, шуба, снѣгъ, попойка,
«На чай», квартира, сани, тройка,
Клубъ, циркъ, театръ, концертъ, катокъ,
Перчатки, ботики, платокъ,
«Она», пледъ, полость, «ахъ», «голубка»,
Бинокль, «двѣ пары чаю», шубка,
Кофейня, холодно, «Омонъ»,
Коньякъ, настойка, баня, сонъ,
Афиша, «сыпь!», балетъ, билетъ, —
Вотъ риѳмъ вамъ зимнихъ винегретъ.

***

Для молодых людей публиковались иронические инструкции с правилами поведения в заведениях Омона.

11 марта 1907 года в журнале «Театр и искусство» была опубликована новость, в которой сообщалось: «Из Москвы исчез г. Омон, которого в этот день усиленно разыскивал судебный пристав для получения от него подписки о невыезде». В феврале антрепренёр Шарль Омон покинул Россию, предварительно продав имущество и недвижимость.

Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!

 

Хроника московской жизни
Чем жила новогодняя Москва в 1945 году
Москва
Электромосква. Микроистории про Москву