НИИ и «Электронекрасовка» покажут «Весной» Михаила Кауфмана с музыкальным сопровождением Никиты Манина
«Наука и Искусство (НИИ)» и «Электронекрасовка» продолжают серию кинопоказов авангардного кино с озвучкой от современных музыкантов.
15 августа будет показан фильм Михаила Кауфмана «Весной», снятый в 1929 году. Фильм озвучит музыкант и фотограф Никита Манин.
Михаил Кауфман — брат режиссёра Дзиги Вертова, именно он в качестве оператора снял лучшие работы Дзиги, за что его часто называли «глазами Вертова». В 1929 году Михаил Кауфман снимает свою первую серьёзную картину — «Весной» — в качестве режиссёра. До этого уже был фильм «Москва», снятый в 1927 году в соавторстве с другим «киноком», Ильёй Копалиным, но эту хроникальную картину можно скорее рассматривать как пробу пера или операторское портфолио.
Режиссёрский успех «Весной» стал одновременно одной из причин разлада между Вертовым и Кауфманом, в том же 1929 году выходит последняя совместная работа братьев «Человек с киноаппаратом». Во время работы над картиной Вертов отмечает в дневнике амбиции Михаила: «Кауфман превысил свои функции и свою склонность к всесторонней деятельности проявил в бестолковом размахивании флагом, не договорившись предварительно с диспетчером. На моё замечание ответил по-хамски, что ему свойственно, несмотря на внутреннюю доброту и мягкость». А в официальном письме он пишет Кауфману: «В среду «Кино-глаза» затесался предатель… тайно предающий его злейшим и наиболее недостойным врагам». В фильме «Весной» Вертов замечает фрагменты, использованные в своих предыдущих работах. Михаил парирует, что оператором всех фильмов был он и это именно его кадры.
Фильм рассказывает о пробуждении города от зимней спячки. Монтаж перемешивает индустриальные пейзажи, природу и городскую суету, и вся эта композиция движется к весеннему пробуждению.
Фильм снят в соответствии с главным каноном теории «Кино-глаза» — застать «жизнь врасплох», но «врасплох» Вертова и Кауфмана оказалось разным. Дзига в своих картинах назидательный, менторский, идеи его фильмов не могут толковаться двояко в тех противопоставлениях, которые он заявляет в своих экранизациях: «было — стало», «наши — чужие», «чёрное — белое». Кауфман в своей «жизни врасплох» фиксирует и расшифровывает каждый момент здесь и сейчас, создавая свой ритм «кинопоэмы».
Читать на «Электронекрасовке»:
В журнале «Пролетарское кино» № 4 за 1931 год Кауфман опубликовал киноанализ «Весной», где свои теоретические размышления подкрепляет эпизодами из фильма.
В журнале «Леф» № 4 за 1928 год Осип Брик устраивает «Ринг Лефа», где анализирует рабочий дуэт Вертова и Кауфмана.
Фонды Библиотеки имени Н.А. Некрасова содержат популярную кинопрессу 1920–1930-х годов. Рекомендуем читать по теме:
— газета «Кино»;
— журнал «Пролетарское кино»;
— журнал «Новый зритель»;
— журнал «Кино и культура»;
— журнал «Советское кино».
Наука и Искусство — мультифункциональное пространство в центре Москвы, объединившее под своим началом ряд важнейших деятелей молодой российской культурной индустрии и ставшее платформой для реализации их проектов. Не являясь официальной институцией, НИИ тем не менее активно предоставляет свои ресурсы для поддержки местных артистов, благодаря чему на его базе сформировалось живое творческое сообщество. Основное направление — работа со звуком: от академической теории, экспериментальных технологий и звуковых инсталляций до авангарда популярной и танцевальной музыки. Особое внимание уделяется издательской деятельности, развитию аутентичной локальной сцены и профессиональной инфраструктуры.
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka). Подписывайтесь!