Настоящая музыка

«Настоящая музыка» — образовательный проект Библиотеки имени Н.А. Некрасова. Задача проекта — рассказать о музыке, современной и классической, как ее стоит слушать, чтобы получать от этого удовольствие.

Формат встреч и обсуждаемые музыкальные явления крайне разнообразны. Классическая и современная музыка, фольклор, шумовые эксперименты, опера, академический авангард, история музыкальных инструментов и многое другое. 

Кураторы проекта: Елена Ревич, скрипачка, заслуженная артистка России, Юлия Богатко, шеф-редактор проекта Arzamas.academy.

Лекция 1

Что можно узнать из русской народной песни

Музыкант, собиратель фольклора Сергей Старостин рассказывает о том, какое мировоззрение стоит за народными песнями, что мы можем сказать об их авторах; о жанрах народных песен, их функциях и о том, зачем они нужны сегодня.

Лекция 2

Музыка и шум: какая разница?

Культуролог Константин Дудаков-Кашуро рассказывает о значении шума в музыкальной культуре XX века: о том, как мировой авангард искал в шуме музыку будущего; о новых пролетарских композиторах, которые писали произведения на производственную тематику; об использовании шума в театре и кино.

Лекция 3

Как слышать флейту

Флейтист Иван Бушуев рассказывает об истории одного из самых древних инструментов на земле, о его пути в академическую музыку, о флейте в мифологии и современной музыке, а также о самых странных звуках, которые можно из нее извлечь.

Лекция 4

Музыка Кавказа: как ее искать

Сооснователь Ored Recordings — звукозаписывающего лейбла из Кабардино-Балкарии, специализирующегося на традиционной музыке Северного Кавказа, — Булат Халилов рассказывает о том, как разыскивает в отдаленных деревнях «настоящую» музыку, об особенностях современного бытования традиции, об этических дилеммах в работе с непрофессиональными музыкантами.

Лекция 5

Колокольный звон в небе и на земле

Музыковед и звонарь Ярослав Тимофеев рассказывает об особом пути колокольного звона в России, о том, как этот непростой инструмент использовался композиторами, о разных исполнительских школах и об экспериментах со звуками колоколов.

Лекция 6

Пути арабской музыки

Музыкант Басем Аль-Ашкар рассказывает историю арабской музыки с помощью главного ее носителя — уда. Без уда или арабской лютни — инструмента, из которого вышла впоследствии, например, гитара, — невозможно представить себе ни одного периода музыки Ближнего Востока.

Лекция 7

История ритма

Перкуссионист Петр Главатских рассказывает о том, откуда люди взяли ритм, какие бывают ритмы, как разные культуры используют разные ритмы и какая музыка у них получается, а еще научит зрителей сочинять музыку, используя ритмические структуры.

Материалы на эту тему

Книжная полка «Русские народные сказки, песни и былины» на «Электронекрасовке».

Статья «Симфония гудков. Эксперименты авангардной музыки Арсения Авраамова».

Статья «Музыка в рабочей аудитории» Арсения Авраамова в журнале «Советское искусство» № 7 за 1926 год.

Статья «Звукоязык. Перспективы метода точных наук в теории и практике современного искусства» Арсения Авраамова в журнале «Советское искусство» № 4 за 1928 год.

Статья «Электрификация музыки» Арсения Авраамова в журнале «Советское искусство» № 1 за 1928 год.

Статья «Слово в музыке» Арсения Авраамова в журнале «Советское искусство» № 6 за 1925 год.

Статья «Восстание музыки» Арсения Авраамова в журнале «Советское искусство» № 4-5 за 1925 год.

Статья «Новая эра музыки» Арсения Авраамова в журнале «Советское искусство» № 3 за 1925 год.

Статья «Синтофильм» Арсения Авраамова в журнале «Советское искусство» № 7 за 1932 год.

Подшивка журнала «Музыка и революция» с 1925 по 1929 годы.

Книга «Всеобщая история музыки. Том 1», Е.М. Браудо, 1922 год. До конца XVI столетия.

Книга «Всеобщая история музыки. Том 2», Е.М. Браудо, 1922 год. От начала XVII до середины XIX столетия.

Книга «История музыки», Л.А. Саккетти, 1913 год.

«Фауст», «Тангейзер», «Аида», «Кармен» и другие оперы из нотной коллекции Библиотеки им. Н.А. Некрасова