Электролекторий

Настоящая музыка

«Настоящая музыка» — образовательный проект Библиотеки имени Н.А. Некрасова. Задача проекта — рассказать о музыке, современной и классической, как ее стоит слушать, чтобы получать от этого удовольствие.

Формат встреч и обсуждаемые музыкальные явления крайне разнообразны. Классическая и современная музыка, фольклор, шумовые эксперименты, опера, академический авангард, история музыкальных инструментов и многое другое. 

Кураторы проекта: Елена Ревич, скрипачка, заслуженная артистка России, Юлия Богатко, шеф-редактор проекта Arzamas.academy.

Что можно узнать из русской народной песни

Лекция 1

Что можно узнать из русской народной песни

Музыкант, собиратель фольклора Сергей Старостин рассказывает о том, какое мировоззрение стоит за народными песнями, что мы можем сказать об их авторах; о жанрах народных песен, их функциях и о том, зачем они нужны сегодня.

Музыка и шум: какая разница?

Лекция 2

Музыка и шум: какая разница?

Культуролог Константин Дудаков-Кашуро рассказывает о значении шума в музыкальной культуре XX века: о том, как мировой авангард искал в шуме музыку будущего; о новых пролетарских композиторах, которые писали произведения на производственную тематику; об использовании шума в театре и кино.

Как слышать флейту

Лекция 3

Как слышать флейту

Флейтист Иван Бушуев рассказывает об истории одного из самых древних инструментов на земле, о его пути в академическую музыку, о флейте в мифологии и современной музыке, а также о самых странных звуках, которые можно из нее извлечь.

Музыка Кавказа: как ее искать

Лекция 4

Музыка Кавказа: как ее искать

Сооснователь Ored Recordings — звукозаписывающего лейбла из Кабардино-Балкарии, специализирующегося на традиционной музыке Северного Кавказа, — Булат Халилов рассказывает о том, как разыскивает в отдаленных деревнях «настоящую» музыку, об особенностях современного бытования традиции, об этических дилеммах в работе с непрофессиональными музыкантами.

Колокольный звон в небе и на земле

Лекция 5

Колокольный звон в небе и на земле

Музыковед и звонарь Ярослав Тимофеев рассказывает об особом пути колокольного звона в России, о том, как этот непростой инструмент использовался композиторами, о разных исполнительских школах и об экспериментах со звуками колоколов.

Пути арабской музыки

Лекция 6

Пути арабской музыки

Музыкант Басем Аль-Ашкар рассказывает историю арабской музыки с помощью главного ее носителя — уда. Без уда или арабской лютни — инструмента, из которого вышла впоследствии, например, гитара, — невозможно представить себе ни одного периода музыки Ближнего Востока.

История ритма

Лекция 7

История ритма

Перкуссионист Петр Главатских рассказывает о том, откуда люди взяли ритм, какие бывают ритмы, как разные культуры используют разные ритмы и какая музыка у них получается, а еще научит зрителей сочинять музыку, используя ритмические структуры.

Материалы на эту тему