«Человек с киноаппаратом» с музыкой Петра Термена. А что писала пресса 1920-х о терменвоксе?

В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий. В очередном выпуске — обзор прессы 1920-х годов с рецензиями и статьями про музыканта и изобретателя Льва Термена и придуманный им терменвокс.

В ноябре 2019 года в Некрасовке на акции «Ночь искусств» с темой «Коллажи» прошёл показ фильма-манифеста Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» с живым музыкальным сопровождением от Петра Термена.

«Человек с киноаппаратом». Кинопоказ с живой музыкой Петра Термена

«Электронекрасовка» публикует выступление Петра Термена, музыканта, композитора, исполнителя на терменвоксе, руководителя Школы терменвокса в России, и сделала ревизию периодики 1920-х годов, чтобы узнать, как воспринимали современники-обыватели и современники-профессионалы музыкальный инструмент, изобретённый Львом Терменом в 1920 году.

Музыка из эфира

«Рабис» № 3 за 1929 год

Композитор и музыкальный критик Климентий Корчмарёв, вдохновлённый изобретением Термена, пишет, что технически музыка не менялась со времён Бетховена, и теперь совершила новый революционный виток. Инструмент произвёл фурор в Европе и поражает неспециалистов извлечением звуков из воздуха, а специалистов своим тембром звука, «по красоте превосходящим все пожелания и мечты». Корчмарёв кратко описывает внутреннее устройство инструмента и рассказывает, как на терменвоксе играть.

«Играющий на Терменвоксе, правую руку двигает по направлению к медному жезлу и чем ближе рука, тем выше получается звук. Рука играющего всё время вибрирует, как при игре на скрипке, при этом у каждого исполнителя получается свой индивидуальный звук. Левая рука движется перед антенной и по мере её приближения звук замирает. Таким путём достигаются все нюансы от фортиссимо до нежнейшего пианиссимо, причём особенно хорошо на Терменвоксе выходит диминуэндо».

Читать

Музыкальное изобретательство

«Рабис» № 48 за 1929 год

«Товарищи музыканты, изобретайте, совершенствуйте свои старинные инструменты. От этого выиграете вы и музыкальное искусство», — пишет композитор Климентий Корчмарёв, сожалея, что музыкальное развитие приходит со стороны изобретателей и учёных, а не от закостенелых музыкантов.

«Те немногие изобретения в области радиоинструментария, какие мы имеем на сегодняшний день — Терменвокс и радиофон Ананьева — сделаны инженерами, а не музыкантами.

Очевидно, музыканты считают свои инструменты чем-то незыблемым, раз навсегда установившимся и не пытаются внести в них какие-либо изменения или усовершенствования».

Читать

Л.С. Термен и электрическая музыка

«Жизнь искусства» № 23 за 1927 год

Музыковед Виктор Беляев в журнале «Жизнь искусства» настроен к терменвоксу и Термену скептически: «Какое же преимущество терменвокса перед скрипкой или каким-нибудь другим инструментом? Откровенно говоря, пока никаких преимуществ в терменвоксе перед существующими инструментами не наблюдается, так как терменвокс пока является менее совершенным, чем все существующие инструменты, и не только не покрывает собою всех технических возможностей, представляемых современными инструментами, и не превышает их в отношении точности и чистоты игры, а, наоборот, пока ещё ни в каком отношении не может соревноваться с ними».

Вызывают вопросы у Беляева и методы популяризации инструмента от Льва Термена: «Глубочайшей ошибкой Л.С. Термена является его стремление, так сказать, «прыгнуть выше своей головы» в своём сообщении и перейти в нём из области простого и понятного объяснения свойств вновь изобретённого им электрического музыкального инструмента в область обсуждения проблем будущего прогресса музыкального искусства, с основами теории которого он почти совсем не знаком». В конце статьи Виктор Беляев даёт советы Термену, как и в какую сторону нужно развивать терменвокс.

Читать

Современная музыка на службе техники

«Жизнь искусства» № 29 за 1929 год

Журнал «Жизнь искусства» делает обзор изобретённых музыкальных инструментов, среди которых Терменвокс Термена, Электромагнитное фортепиано Славинского и Радиофон Ананьева, отмечая, что это абсолютный продукт времени.

«Каждая эпоха, каждая классовая культура для того, чтобы создать свой творческий и исполнительский стиль в музыке, неизбежно должна обновить свой музыкальный инструментарий, внести и реализовать в этой области какие-то свежие идеи.

Наше время — это, несомненно, эпоха музыкально-инструментальной электрификации.

Электро-фото- и радио-техника нашего времени — вот производственный базис нового музыкального инструментария».

Кроме утверждения технического новаторства инструментов, журнал делает вывод о явной социальной полезности музыкального изобретательства, благодаря которому широкие круги рабочих и крестьян ещё быстрее приобщатся к богатому музыкальному наследию.

Читать

Возрождение музыки. «Терменвокс»

«Рабис» № 23 за 1927 год

Одиозный в своих музыкальных экспериментах композитор Арсений Авраамов недоумевает в журнале «Рабис», как «сухо, скупо и нечутко откликнулась наша пресса на крупнейшее событие истекающего музыкального сезона — демонстрацию Росфилом изумительного изобретения молодого советского инженера Л.С. Термена». А ведь «работа Термена — первая солидная мина под старый музыкальный мир и одновременно — один из краеугольных камней грядущего фундамента нового».

Даже собственное произведение Авраамова «Симфония гудков», по признанию композитора, «примитивно-кустарное» по сравнению со значимостью изобретения терменвокса. Авраамов не стесняется в выражениях, называя традиционный и заматеревший музыкальный мир «мхом» и «порослью грибов».

«Перспективы, открываемые музыке изобретением Термена — поистине безграничны. Его «терменвокс» — не просто «новый музыкальный инструмент», как это думает наша музкритика, нет: это решение огромной социально-научно-художественной проблемы, это первый гигантский шаг в будущее, в наше будущее — это социальная революция в музыкальном искусстве, его возрождение».

Читать

Концерт на терменвоксе

«Современный театр» № 50 за 1928 год

Журнал «Современный театр» рассказывает о прошедшем с большим успехом концерте ученика Термена Константина Ковальского в Политехническом музее и даёт краткий экскурс про устройство и игру на терменвоксе (называя при этом инструмент терменовоксом).

«Его (Термена — прим. ред.) ближайший помощник К.М. Ковальский является единственным в СССР солистом на терменовоксе. Его концерт 3 декабря в бол. зале Политехнического музея прошёл с большим успехом. Концертант исполнил произведения Баха, Чайковского, Грига, Глиэра, Скрябина, Метнера, Прокофьева, Стравинского и других. Вступительное слово о терменовоксе произнёс проф. Е.М. Браудо. На днях концерт будет повторён в Доме Союзов».

Читать

«Зорька» в Театре рабочей молодёжи

«Жизнь искусства» № 7 за 1929 год

Театральный критик Стефан Мокульский рецензирует в журнале «Жизнь искусства» ТРАМовскую постановку «Зорька», где в качестве музыкального сопровождения был использован терменвокс.

«Прекрасный эффект создаёт применение «терменовокса», для звукового оформления происходящего за сценой в последнем акте сражения комсомольцев с бандитами. Сочетание терменовокса, барабана и мелькающих световых лучей создаёт зрелище, ещё не виданное на нашей сцене».

Читать

Будущее музыки

«Вестник искусства» № 3–4 за 1922 год

Композитор и дирижёр Николай Кочетов размышляет о будущем музыки в журнале «Вестник искусств».

«Композиторы прежде всего считаются с исполнительскими средствами. Правда нередко они требовали от певцов величайшего напряжения их техники, даже нового её направления по тому или другому руслу. Правда они, как например Вагнер, создавали инструменты нового типа. Но всё-таки так, или иначе, они считались с тем, что уже могла дать та или другая техника; медные инструменты могли создаться только при известном развитии техники обращения с металлами. Но как может отразиться на музыке появление совершенно новых способов самого образования звука?

Для примера укажу на приспособление Термена, который получает звук от комбинации электрических волн. Совершенно новый приём, пока ещё в сущности едва вылившийся в нечто конкретное. Но и в настоящее время прибор Термена показал, что возможно такое звукообразование, где как бы мановением руки можно достигнуть полной гибкости интонации, применяя оттенки и силы и тембра. Говорить о том, что может в будущем дать открытие Термена, сейчас, конечно, ещё нельзя, но факт на лицо: на наших глазах появился новый генератор звука».

Читать

За революцию на музыкальной эстраде!

«Новый зритель» № 28–29 за 1929 год

Журнал «Новый зритель» возлагает на терменвокс важную роль в борьбе «бубличками» и прочей музыкальной кафешантановщиной, заполонившей эстраду.

«В результате работ своей эстрадной секции, всероссийская музыкальная конференция вынесла ряд решений, проведение в жизнь которых должно заложить фундамент новой советской эстрады.

Среди указанных решений отметим наиболее важные. Сюда относятся: ведение широкой культурно-политической работы среди эстрадников-исполнителей и эстрадных авторов, также в огромном своем большинстве отсталых в культурно-политическом отношении; привлечение к созданию репертуара эстрады квалифицированных композиторских сил, усиление борьбы с «цыганщиной», «культивированием» кафешантанно-синкопической музыки и со всем идеологически-чуждым пролетариату и антихудожественным репертуаром; усиление деятельности нотных издательств в направлении выпуска современной, здоровой, качественно-высокой музыкальной литературы, широкая организация научно-исследовательской и экспериментальной работы в области музыкальной эстрады, продвижение на эстраду достижений современной науки и техники (терменвокс и пр.), широкое использование бытовой и производственной музыкальной тематики всех национальностей нашего Союза, организация курсов и консультаций по переподготовке эстрадников и эстрадных авторов, организация эстрадных отделений в теашколах и т.д.».

Читать

Экономика искусства к VII съезду ВСЕРАБИСа

«Рабис» № 15 за 1929 год

Журнал «Рабис» увидел в терменвоксе будущее звукового кино и театральных экспериментов.

«Дальнейшее усовершенствование «Терменвокса» в направлении создания оркестровой радио-музыки и расширения радиуса слышимости «Терменвокса» до пределов, которые далеко перешагнут за привычные рамки концертных аудиторий; усовершенствование и практическое применение передачи изображений по радио, создающее новые, ещё не учтённые возможности иных форм театрально-зрелищной работы, и изучение (а также постановка опытной работы) проблемы звукового кино («тонфильма»), развитие которого в Америке и Европе идёт гигантскими шагами, вытесняя дряхлеющего «великого немого» — вот те наиболее существенные изобретения в области искусств, применение которых в течение ближайшего пятилетия самым радикальным образом изменит и формы и существо самой художественной работы».

Читать

Новая эра музыки

«Советское искусство» № 3 за 1925 год

Композитор Арсений Авраамов в журнале «Советское искусство» анонсирует «новую эру музыки» (НЭМ) и ловко смешивает советские агитлозунги с терменвоксом, произведениями Маяковского, Гастева и аэро-радио-симфониями.

«Социализм = соввласть + электрификация» — эта многажды цитированная гениальная формула вряд ли была оценена полностью.

Итак, этот «один шаг» — музыкою уже сделан раньше, чем другими искусствами, по причинам «исторической необходимости»: звуковая стихия оказалась ближе других «материалов» искусства к электростихии — и только, но это преимущество оказалось решающим».

«Целый ряд инженеров-изобретателей-электротехников в Москве и Ленинграде работает сейчас над конструированием аппаратов (будущих «музыкальных инструментов»), звучащих непосредственно электрическою энергией, без грубых «посредников», вроде архаических уже сегодня, «жильных струн». Они сделали уже немалые успехи и совершенно очевидно, что только эти (и дальнейшие, разумеется) успехи дадут нам тот новый и необходимый звуковой материал, с которым можно будет продуктивно работать над проблемою радио-музыки — всё остальное обречено на немилосердное «искажение» радио-передачею.

И снова: этого мало. На эти аппараты мы возлагаем великие надежды совсем в другой плоскости: только с их помощью мы выберемся, наконец, из тупика «камерной» музыки».

Читать

Полную подборку упоминаний Льва Термена читайте на книжной полке «Про Термена и терменвокс».

На YouTube-канале Некрасовки можно посмотреть две версии фильма «Человек с киноаппаратом» с музыкой Петра Термена — с музыкальным синхроном и с музыкальным выступлением.

В качестве видеоряда использована наиболее полная и приближённая к первоначальной версия фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», отреставрированная покадрово пользователем «garageforsale».

Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!